XX век (впрочем, как и многие до него) не желал быть дружелюбным по отношению к женщинам: права и свободы обретались в борьбе, под свист насмешек ("только некрасивая девушка может заявлять, что женщины не для украшения!") и возгласы осуждения ("вы хотите разрушить наши добрые традиции и семейные ценности!"). Но было в нём и то, что заслуживает одобрения: преклонение перед несомненным актёрским талантом женщины. Однако и здесь кое-что можно поставить под сомнение (ведь плохое и хорошее всегда чередуется, что ж тут поделать): а могла ли женщина получить восхищение публики, если не играла роскошную женщину в платье от-кутюр, или нежную девушку с прелестными накладными ресницами, или неземную нимфу, у которой "глаза с поволокой"?
Я не стану скрывать: красота актрис двадцатого столетия и меня приводит в восторг, а игра в старых фильмах — как женская, так и мужская — вызывает особенный трепет. Я решила проверить, чем заслужена громкая слава знаменитых актрис того времени — только ли классической женственностью, легко приманивающей зрителей, которые мыслили строгими М-Ж категориями, или же глубоким психологизмом персонажей. Вы уже догадались — здесь будет список к просмотру.
Ингрид Бергман заворожила меня в фильме "Любите ли Вы Брамса?", где она сыграла Поль, одинокую, но не изменяющую себе героиню одноименного романа Франсуазы Саган. Она словно была создана для того, чтобы показать, как холодная решимость может быть хрупкой. Теперь я мечтаю посмотреть фильмы "Касабланка", "Восточный экспресс" (фильм по детективу Агаты Кристи со стеклянной леди Бергман — вы представляете?) и "Триумфальная арка".
Про Аву Гарднер говорили "лицо ангела, тело богини". Я бы не назвала её лицо ангельским — о нет, оно дерзкое, резкое, насмехающееся; она будто бы знает, чего от неё ждут, и что будет, и что она выиграет, и она действительно обыгрывает всех вокруг. Конечно, "одна из величайших кинозвёзд в истории Голливуда" снялась в множестве фильмов, среди которых я отметила для себя работу с незамысловатым названием "Убийцы". Это нуар со сложной структурой, напоминающий повествование "Гражданина Кейна", который так и не раскрывает всех загадок, — одним словом, я предвкушаю нечто стоящее.
После просмотра фильма Альфреда Хичкока «В случае убийства набирайте „М“» мне захотелось выяснить, сможет ли неземная Грейс Келли сыграть существо, чья красота не будет так бросаться в глаза? Кого-то пугающего, или раздражающего, или просто неприятного. Мне не пришлось долго подбирать нужную картину из её фильмографии — она снялась сравнительно в небольшом количество кинофильмов. Так что я быстро нашла то, что искала: в "Деревенской девушке" она играет женщину, которая "выглядит гораздо старше своих лет" и не позволяет мужу быть счастливым.
Мне кажется, что быть настолько величественной, как Грета Гарбо, — это просто физически тяжёлый труд. Как она могла делать так, чтобы у меня замирало дыхание, — а ведь я просто смотрю на её фотоснимки? И только послушайте названия фильмов, в которых она снималась: "Дама с камелиями", "Анна Каренина", "Разрисованная вуаль"... Ведь это же всё классика, такая же бессмертная, как и она сама. Кроме этих экранизаций, мне бросилась в глаза картина "Дикие орхидеи", где события происходя на острове Ява. Грета Гарбо среди экзотики и драмы. Просто божественно.
Роми Шнайдер снималась в лентах австрийского, немецкого и французского производства, но как и её коллеги-американки, она заслуженно получила международную славу и признание. На самом деле, это настоящее удовольствие — просматривать фильмографию с французскими названиями. Посмотрите, какой у неё необычный взгляд: сначала кажется, будто она расслаблена, а потом замечаешь импульс концентрированной силы. Именно Роми снялась в первой экранизации романа Патриции Хайсмит "Талантливый мистер Рипли". Этот фильм 1959 года называется "На ярком солнце", и я уверена, что он должен быть по-особенному зловещим. Поэтому я его и выбрала.