Найти тему
Brandon Walsh

Сварка: невидимое оружие Великой отечественной войны

Сборка танков Т-34 на заводе в Челябинске
Сборка танков Т-34 на заводе в Челябинске

Что такое танк для экипажа? Это их дом, крепость, их надежный конь, машина, хранящая их жизни и многих тех, кого они защищают.

А что такое такое танк в масштабах военной кампании? Это тактическое преимущество, возможность прорвать оборону противника и запугать лязгом тяжелых гусениц еще не обстрелянных солдат, в итоге - выиграть битву, а там и до победы недалеко.

К началу Великой отечественной войны немецкая промышленность уже имела опробованный парк военной техники, и каждый выпускаемый танк не собирался на коленке. Но война неожиданно затянулась, и вскоре мощностей заводов "Хеншель" и "Нибелунгверке" стало не хватать: дорогие танки "Тигр" и "Пантера", на которых было "удобно" воевать, в грязном бою на русской земле проигрывали в ремонтопригодности русским танкам, буксировать тяжелый танк по грязи или снегу тоже требовало затрат, и их приходилось бросать порой с неотстрелянным боекомплектом и даже документами, что не могло не радовать советскую разведку. Танк был дорогой "игрушкой" немецкого командования.

Но не это было самым главным упущением Третьего рейха. Им было техническое отставание в сфере производства танков. Корпус немецкого танка (а это тяжелые листы бронированной стали) сваривался вручную обученным опытным сварщиком, и качество шва напрямую зависело от мастерства сварщика. А в СССР в 1942 г. корпуса уже сваривались полностью автоматически с постоянным высоким качеством шва, при этом требуя лишь настройки аппарата оператором, не участвовавшим напрямую в процессе.

С появлением сварочных автоматов качество сварного шва стало стабильно высоким
С появлением сварочных автоматов качество сварного шва стало стабильно высоким

Первые шаги в направлении качественной, быстрой и главное - автоматической - сварки толстолистовой стали сделал ученый, академик Евгений Патон, который уже в 1934 создал институт электросварки в Киеве, разработал научные труды по применению флюсов в автоматической сварке и участвовал во внедрении этой технологии на танкостроительных заводах СССР. При первых испытаниях установки было подтверждено, что процесс идет в десяток раз быстрее, чем если бы это делал человек. В дальнейшем производство танковых корпусов было поставлено на поток, и по подсчетам экспертов, наша промышленность выпускала более 20 тысяч танков, а немецкая едва набирала 6-7 тысяч.

Про брошенную технику было упомянуто не случайно: вся "броня" забиралась с поля боя, в том числе немецкая, восстанавливалась на заводах, перекрашивалась и снова отправлялась на фронт. Попадались экземпляры в хорошем состоянии, которым лишь пополняли боезапас. Но внимание инженеров привлекло совсем другое: обратив внимание на качество сварных соединений бортов на танках, видны были дефекты и низкое качество этой сварки. В разрезе сварного шва были крупные поры, которые являются браком и ослабляют соединение, делая неустойчивой броню к прямому попаданию снаряда.

-3

Отдельным негативным фактором стало то, что в войну против СССР, страны ресурсов, немецкая сторона ввязалась, не имея своих стратегических запасов сырья, которые были постепенно и очень плохо восполнены за счет оккупированных стран Европы. И если в Советском Союзе сталь выпускалась по стандартам качества, то немцы делали ее по стандартам механической прочности. Отсюда выходил различный набор сталей в элементах танков, которые делали "из того, что было". Легирующие добавки в сплавы, а точнее их отсутствие, сыграло свою роль в свариваемости стали, так же как и повышенное содержание углерода, затрудняющее и без того сложную многопроходную сварку толстой брони.

Такая ситуация и ее ухудшение наблюдалось до самого конца войны: немцы так и не смогли внедрить высокотехнологичные методы сварки для своих танков, не получилось у них упростить технологические процессы, перейти на литье и штамповку, как это делалось на наших заводах. Увеличить темпы производства, поставив больше сварщиков, было невозможно: чтобы научиться хорошо варить, нужны годы практики, которых не было, и найти хорошего сварщика даже в развитой Германии было трудно. Тем временем темпы росли, а качество танковой сборки падало вместе с падением идеалов Третьего рейха.