Задание 8
Объяснение эксперта к заданию 8 ЕГЭ.
О последовательности действий при выполнении задания 8 и о приёмах определения грамматических ошибок в предложениях.
1. Читаем пункт "А" о нарушении в построении предложения с причастным оборотом и вспоминаем о причастии как части речи: что обозначает? (признак предмета по действию), на какие вопросы отвечает? (какой? что делающий). Далее следует вспомнить, что такое причастный оборот? (причастие с зависимыми словами). Какие суффиксы причастий вы знаете? (-ущ-, -ющ-; -ащ-, -ящ-; -енн-, -ённ-; -нн-; -т-; -ем-,-им-; -нн-, -вш-, -ш- ). Пора вспомнить о месте причастного оборота в предложении, и чем оно выражено (до и после определяемого слова, которое чаще всего имя существительное или местоимение). По этим признакам находим предложения с причастным оборотом. Это 2-е, 3-е, 6-е предложения. Но нам нужно одно, а не три. Какие же из них не подходят и по какой причине?
- Не подходит 2-е предложение, так как в нём неверно расположены определяемые слова для причастного оборота. Слова «городок» и «Олимпия» должны быть рядом – это так называемое приложение, неделимое сочетание слов, которое могло быть определяемым словом для причастного оборота. В городок Олимпию, расположенный в Южной Греции, добирались морем или по суше.
- 3-е предложение не имеет грамматических ошибок, следовательно, не может быть внесено в таблицу ответов.
- 6-е предложение подходит. В нём определяемое слово «забралось в середину причастного оборота». Следовало написать: Потеря сокровища, добытого ценой долгих трудов и поисков, - распространённый мотив мировой литературы. Ответ: А-6.
2. Читаем пункт "Б" о неправильном построении предложения с деепричастным оборотом и вспоминаем о деепричастии как части речи: что обозначает? (добавочное действие), на какие вопросы отвечает? (что делая? что сделав? как? и др.). Далее следует вспомнить, что такое деепричастный оборот? (деепричастие с зависимыми словами). Какие суффиксы деепричастий вы знаете? (-а-, - я- ; -вши-, -ши-; -в- ). С каким членом предложения связано? (со сказуемым и стоит перед или после сказуемого). По этим признакам находим предложение с деепричастным оборотом. Это 5-е предложение. Только в нём есть деепричастие. Ответ: Б-5.
3. Читаем пункт "В" о нарушении в построении предложения с несогласованным приложением. Что такое приложение? Приложение – это определение, выраженное существительным. Оно даёт другое название, характеризует предмет: На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра. Сестра Лиза приехала на весенние каникулы. Озеро Байкал - самое глубокое в мире. Читаю журнал «Работница». Основной вопрос какой? Выражается существительным, член предложения – определение или обстоятельство места. Пишется через дефис: Москва-река, раздельно: художник Левитан, в кавычках: газета «Труд», сливаются в один член предложения: товарищ капитан. Так что ответ – В-1.
4. Читаем пункт "Г" о неправильном построении предложения с косвенной речью. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью. Такого определения косвенной речи вполне достаточно, чтобы найти ответ. Ответ - Г-7: Валентин Катаев рассказывал, что его отец был сторонником Мечникова… и велел ему? нам? есть на ночь простоквашу. Оно сложноподчинённое. Сначала идёт главное. В нём подлежащее – Валентин Катаев, рассказывал – это сказуемое. Далее идёт придаточное изъяснительное, присоединяющееся к главному союзом что. Если на этом остановиться, то предложение получается правильным. Но вдруг появляется соединительный сочинительный союз и, который должен принадлежать соединению однородных сказуемых «рассказывал и велел» в главном предложении. Всё предложение с косвенной речью построено неправильно. Ошибка в неумении отделять главное предложение от придаточного предложения, являющегося косвенной речью.
5. Читаем пункт "Д" об ошибке в управлении. Управление – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Читаем предложение №9. В нём нарушена связь управления. Существительное с предлогом о причинах поставлено в предложный падеж (понял о чём?), а следовало поставить в винительный падеж (понял что? причины). Ответ - Д-9.
Если вы хотите проверить себя ещё в одном варианте задания 8, переходите по ссылке.
Друзья, спасибо за внимание! Надеюсь, что пояснение заданий ЕГЭ по русскому языку помогут вам сдать экзамены. Если у вас возникли вопросы по теме задания, не стесняйтесь задать их в комментариях.
Подпишитесь на канал и поставьте лайк. Если вы хотите своевременно получать уведомления о новых статьях и первыми их читать – добро пожаловать в наш Telegram-канал.