Знал ли молодой режиссер и выпускник ВГИКа Алексей Ханютин, снимая дипломную работу, что его фильм станет уникальным историческим свидетельством? Документальная короткометражка "Шесть писем о бите" (1977) позволяет заглянуть в доисторическое прошлое русского рока.
Такого не увидеть больше нигде. Пожалуй, "Шесть писем о бите" - самое раннее по хронологии визуальное свидетельство о раннем советском роке. Раньше был снят разве что фрагмент "энергичного танца" с участием группы "Аракс" в фильме "Афоня"(1975):
"Шесть писем о бите" - наивный "проблемный" фильм, исследующий новомодное молодежное увлечение - рок-музыку, которая пока именуется "битом". Мнения высказывают и представители старшего поколения, и молодые поклонники "музыки жизнерадостных ритмов XX века", и сами исполнители, и примиряющий разные точки зрения эксперт - доктор философских наук И. С. Кон. Чего стоит вдохновенный спич "комсорга Петрова", который требует от "нашей промышленности начинать выпуск пластинок с бит-музыкой"!
Первое письмо - самое яркое и колоритное. Семейная пара, сходившая на "выступление новомодного ансамбля", возмущена до предела. Что они увидели? "Нормальных людей в зале - раз, два и обчелся". "Поросячий визг и рев". "Волосатые юнцы начали визжать, трястись, как ненормальные". "Ушли, как оплеванные".
Неясно, на какую группу сходила парочка "не отставших от жизни" 45-летних ценителей высокой культуры, но следом по контрасту идет выступление "Рубиновой атаки" - на возмутительном английском языке! Редчайшие кадры: съемок при участии этих музыкантов практически не сохранилось. В "Шести письмах о бите" также показаны "Високосное лето" с Крисом Кельми в качестве вокалиста. Ребята исполняют "Лавку чудес" с текстом Маргариты Пушкиной - мощное психоделическое полотно.
И, конечно, здесь мы видим полноценные съемки ранней "Машины времени" и фактически первое видео-интервью с Андреем Макаревичем, который довольно пространно рассуждает о новой музыке и сетует на ее неопределенное положение. Кстати, на момент съемок Александр Кутиков и Валерий Ефремов еще состояли в "Високосном лете", а в "Машине времени" на барабанах стучит Сергей Кавагоэ.
Самый трогательный момент фильма - выступление девушки, которая плотно подсела на рокерские тусовки, но вовремя остановилась. Она рассуждает о "старых людях", которым уже под 30, они "уже сравнялись с асфальтом", а все ходят и ходят на "сейшены"! Любопытно, как сложилась ее судьба - как и судьбы тех молодых волосатиков, которые танцуют под "Рубиновую атаку" и хлопают в ладоши под "Марионеток". К сожалению, их имена нам уже никогда не узнать.
Подписывайтесь и ставьте лайк!
Также на канале можно послушать Led Zepellin в киножурнале "Фитиль", найти рок в советских мультфильмах и оценить советское диско и советский психоделический рок.