Больше десяти лет я работаю учителем-дефектологом с особенными детками. В последние годы всё чаще среди них встречаются дети с расстройствами аутистического спектра. Они, безусловно, нуждаются в особом подходе и внимании со стороны родителей, психологов, педагогов, учителей-дефектологов, логопедов.
В данной статье мы поговорим о том, что же такое аутизм, и какие проявления в поведении ребёнка должны насторожить родителей.
Если говорить простым языком, то аутизм - это нарушение способности к общению. Это медицинский диагноз. Он может быть поставлен детским психиатром ребёнку, как правило, после трёх лет.
Зачастую аутичный малыш обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей. Рассмотрим наиболее яркие из них.
- Отсутствие (или снижение) потребности в общении с окружающими, в том числе, и с родителями.
Артём, 3 года. Сидит за столиком. Снова и снова рассматривает одни и те же картинки. Улыбается. Смеётся. Произносит повторяющиеся слоги: та-та-та. ка-та-ката. Бурно реагирует на приближение других детей или педагога. Начинает кричать. Щипаться.
- Слабость эмоциональной реакции на близких, значимых взрослых (родители, сёстры, братья, дедушки, бабушки). Ребёнок не радуется приходу мамы, не спешит к ней навстречу, не улыбается в ответ на ласковое обращение взрослого, не реагирует (или реакция слабо проявляется) на своё имя. Иногда создаётся впечатление, что он не узнаёт родных, не слышит их (псевдоглухота).
Арсений, 4, 5 года. Мама заглядывает в группу, чтобы забрать его домой из детского сада. Он в это время рассматривает свои руки, поднося их близко к глазам и медленно отодвигая. Улыбается. Мама зовёт его по имени. Реакции нет. Мальчик продолжает заниматься своим делом. Воспитатель берёт мальчика за руку, подводит к маме. Она пытается обнять его. Он отстраняется. Пытается вернуться в группу. Начинает плакать.
фото взято на сайте: yandex.by/images
- Своеобразное зрительное поведение может проявляться по-разному: отсутствие контакта "глаза-в-глаза", взгляд мимо, бегающий взгляд, пристальное рассматривание лица, глаз другого человека.
Виталий, 5 лет. Пристально рассматривает педагога. Долго всматривается в глаза. Улыбается.
- Трудности в различении одушевлённых и неодушевлённых объектов.
Алексей, 4,5 года. Заметив большую куклу, начинает плакать, закрывает уши руками, убегает на безопасное расстояние от неё. Настороженно следит за действиями педагога. Успокаивается только тогда, когда воспитатель выносит куклу из группы.
фото взято на сайте: yandex.by/images
- Разнообразие речевых нарушений: общее недоразвитие речи, мутизм, повышенный вербализм, не использует речь как средство общения, невозможность ведения диалога, нарушение интонационной выразительности речи, использование в речи непонятных необычных слов, наличие эхолалий (автоматическое повторение услышанных слов, фраз).
Вова, 4 года. Педагог задаёт вопрос: "Как тебя зовут?". Мальчик повторяет вопрос: "Как тебя зовут?". Педагог показывает на картинку и спрашивает: "Что это?". Мальчик в ответ: "Что это?".
- Длительное называние себя во втором или третьем лице. Отсутствие в речи местоимения "Я". Не называние собственного имени.
Глеб, 5, 5 лет. Говорит о себе: "Ты пошёл домой. Играть машинкой".
- Отсутствие жестикуляции. Речь, как правило, не сопровождается жестикуляцией. Часто отсутствует или поздно появляется указательный жест.
Даша, 4 года. Педагог просит девочку показать мишку среди игрушек на столе. Малышка хватает первую попавшуюся под руку игрушку, рассматривает её, улыбается, бросает на пол. Хватает следующую игрушку, снова рассматривает, отправляет к первой. Смеётся. Так продолжается до тех пор, пока все игрушки не оказываются на полу. Затем девочка поднимает игрушки, расставляет их в том же порядке и повторяет свои действия.
фото взято на сайте: yandex.by/images
- Наличие стереотипий (моторных, сенсорных, речевых), ритуальный характер поведения. Повторение одних и тех же (по мнению окружающих, бессмысленных) действий, слов.
Дима, 6 лет. Прежде чем сесть за стол завтракать, обходит свой стул три раза. Придвигает его к столу, отодвигает, снова придвигает.
- Склонность к установлению привычного распорядка, обстановки. Расположение мебели, детских вещей, внешний вид значимых взрослых - всё должно оставаться неизменным.
Захар, 5 лет. Педагог снимает очки во время занятий. Мальчик сразу замечает. Начинает хныкать. Берёт педагога за руки, побуждая его взять очки. Успокаивается после того, как взрослый надевает очки.
- Гипо- или гиперчувствительность (тактильная, слуховая, визуальная, обонятельная). Может наблюдаться повышенная чувствительность на привычные нашему уху звуки: стук капель дождя по карнизу, шум пылесоса. Крайняя избирательность в еде. Непереносимость прикосновений. Аутостимуляция: раскачивание, сосание пальца, накручивание волос, вращение руками, кусание разных предметов, своих рук.
Игнат, 6 лет. Ест в детском саду только гречневую кашу и исключительно из своей тарелки. На предложение педагога съесть котлету начинает щипать взрослого за руки, кричать, рвёт на себе волосы.
- Страхи. Содержание страхов зачастую очень сложно установить. Ребёнка может испугать прикосновение, неожиданный звук, незнакомый объект, обычные бытовые явления (например, гудение водопроводных труб), замкнутые пространства (например, туалет). Часто у детей присутствует страх подниматься по лестнице, но при этом они не бояться раскачиваться на качелях, залазить на турники. Это объясняется их неспособностью видеть реальную опасность.
Коля, 4 года. Поднимаясь по лестнице на второй этаж, хватает педагога за руки, плачет, тянет его вниз.
- Особенности игровой деятельности: не проявляет интерес к играм, предпочитает играть один, в обособленном местечке, однотипные манипуляции с одной и той же игрушкой, склонность к манипулированию неигровыми предметами, излишняя привязанность к каким-либо неодушевлённым предметам.
Лёша, 3 года. Каждый день приходит в группу с одной и той же упаковкой от влажных салфеток. Бегает с ней, рассматривает, улыбается, повторяет отдельные слоги. Начинает плакать в ответ на попытку взрослого забрать упаковку.
фото взято на сайте: yandex.by/images
- Особенности интеллектуальной деятельности и специфика обучения: от интеллектуальной недостаточности до ускоренного развития. Будучи абсолютно беспомощными в быту, они могут выкладывать сложные орнаменты, собирать труднейшие пазлы, считать большие числа в уме, проявлять интерес к цифрам и буквам.
Максим, 6 лет. Знает названия столиц всех стран. Может перечислить, какие экзотические животные и где обитают. Зарисовывает по памяти флаги стран, с лёгкостью ориентируется на карте. Бегло читает. При этом, не может ответить на вопрос педагога по картинке, составить связный рассказ: что здесь нарисовано? На занятии сидит с отсутствующим видом.
Если в поведении Вашего малыша были замечены данные проявления, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам. Важно помнить: обучение детей с аутизмом должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии, это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.
Если вы хотите получать больше интересной информации, то подписывайтесь на наш канал: Здоровье с нами. <= нажмите здесь