Далее Т.Краус и Е.М.Варга продолжают рассказывать о злодействах венгерских солдат и офицеров …
…Массовые захоронения были обнаружены и в других местах, например 15 апреля 1943 г.: «Сего числа в логу на территории поля к-за им. Ворошилова 2-го Сине-Липяговского сельсовета ( Нижнедевицкий р-н Воронежской области) обнаружена в мелко закопанной яме 12 трупов зверски замученных и убитых партизан, партийных и советских активистов нашего района. […] Эту злодейскую работу означенные выродки проводили по заданию мадьярского коменданта – ФОРКУШ, помощника коменданта ЛАЮША, коменданта жандармского управления БАРАТХ КОРОЛЯ».
(ГАВО. Ф. Р. – 1784. Оп. 1. Д. 321. Л. 2 с об. ).(Прим.Vonaviza: Википедия опять умалчивает этот факт в статье «Синие Липяги» )
Только в городе Кобрин Брестской области было убито 7000 человек; несколько тысяч человек было вывезено на работы в Германию
( ЦА ФСБ России. Д. № Н-19098. т. 21. лл. 452–470. Приговор в судебном процессе венгерского генерала Алдя-Пап Золтана и др ).
Особенно часто в этих документах упоминается о зверствах солдат 105-й и 201-й венгерских пехотных дивизий. Многие документы, показания переживших эти события свидетелей с поразительной силой повествуют о множестве убийств, массовых ночных казнях, а также пытках мирных жителей и военнопленных, совершенных в Черниговской, Воронежской, Брянской, Брестской, Курской областях, на берегах и в окрестностях реки Оскол, а в 1944 г. снова на белорусских и закарпатских территориях (О группах источников, хранящихся в Государственном архиве Курской области см.: ГАКО Ф. Р-3605. Оп. 1, Д. 2850 Л. 91. (Свидетельство Беспалова). ГАКО Ф. Р-3605. Оп. 1. Д. 258. Л. 45. (Группа свидетелей.) ГАКО Ф. Р-3605. Оп. 1. Д. 285. Л. 866. (Ларина свидетель.) ГАКО Ф. Р-3605. Оп.1. Д.285. лл. 89-90. (Прокламация венгерского коменданта об оккупации данного населенного пункта. )
Чем можно объяснить массовое и частое сожжение живьем взрослых и детей, массовое изнасилование женщин с их последующим жестоким избиением или убийством? Зачем нужно было уничтожать всех, кто оставался в живых после сожжения населенных пунктов? Здесь нужно говорить о сложной цепи причин.
Во-первых. Определяющую роль в этом сыграл чреватый фашизмом авторитарный режим, давший венгерским солдатам моральное, духовное и культурное «воспитание». Я имею в виду прежде всего упорную и глубокую расистскую и антикоммунистическую индоктринацию, в течение четверти столетия идеологически цементировавшую режим Хорти. (Прим. Vonaviza: индокринация - систематическое внушение обществу, людям спорных идей, теорий, лженаучных искаженных представлений; пропаганда)
Безусловно, следует упомянуть и непосредственное влияние ближайшего союзника Венгрии, нацистской Германии, ведь немцы были главными организаторами массовых злодеяний... С первой минуты был очевиден грабительский, аморальный характер войны. Из воспоминаний венгерских солдат выясняется, что под влиянием поражения на Дону у многих из них зародилось сомнение: с какой же целью они находятся почти за две тысячи километров от своей родины, в чужой стране, не понимая ни языка, ни чувств местных жителей? В мемуарах, дневниках и письмах вырисовываются картины мародерства, грабежа мирного населения, к которому были «причастны» и фронтовые части 2-й венгерской армии.
Во-вторых. Можно с полным правом предположить, что к числу причин относится и постепенно охватившее всех чувство, связанное с безнадежностью войны, с неумолимым приближением смерти, с бессмысленностью происходящего, с «недоступностью» и «непостижимостью» противника, странностью его привычек, с муками совести, страхом совершивших злодейства преступников, с желанием уничтожить свидетелей этих злодейств.
К этому нужно добавить алчность, возможность свободного грабежа, сознание безнаказанности, больше того, стремление преподнести устрашение, терроризирование населения в виде героического мифа, который помогал обосновать все карательные акции. Как известно, на это обращал особое внимание и Хорти. Следует упомянуть и разрушение у солдат всех нравственных препон, осуществленное также высшим руководством. К тому же кровавая война и сама по себе приглушает в людях, особенно в солдатах, моральные соображения.
В-третьих. Чувство мести. Во многих документах говорится о том, что кровавые расправы и зверства особенно учащались после крупных поражений. Имеются в виду не только потери, понесенные в борьбе с партизанами, но прежде всего в наступлении Красной армии на рубеже 1942−1943 гг., о прорывах у Сталинграда и Дона.
Прекрасно информированный командир полка Бела Шафрань на допросе 28 октября 1947 г. сформулировал свое мнение так: «По моему мнению, применение Восточной оккупационной группой таких методов, как уничтожение населенных пунктов, расстрел невинных граждан и грабеж населения объясняются следующими причинами:
1. Приказами, издаваемыми командованием Восточной оккупационной группы, т. е. генерал-лейтенантом Бакаи, и начальником штаба полковником Шандором Захаром, которые требовали применение жестоких репрессивных мер не только против партизан, но и против мирного населения, с тем, чтобы его устрашить и добиться полного послушания немецким властям.
2. На основании изучения личного состава 251-го полка я сделал вывод, что часть солдат была недостаточно обученной, морально разложившейся, и старался использовать оккупационную службу в своих корыстных целях. Другая часть честных солдат, под их влиянием и благодаря попустительству командиров, также разложилась и в результате тоже стала походить на бандитов. Это же самое относится в одинаковой степени и к части офицеров венгерской оккупационной группы». Ответственность венгерского военного руководства, генералов, офицеров и солдат была выяснена в ходе процесса над Алдя-Пап.
( Прим. Vonaviza: Согласно данным Центрального архива ФСБ РФ переданным 28 декабря 2012 года Украинскому институту национальной памяти начальником Управления регистрации и архивных фондов ФСБ В.Христофоровым, массовые расстрелы мирного населения, уничтожение населённых пунктов Черниговщины, другие военные преступления и бесчинства на территории области с октября 1942 года по сентябрь 1943 года производили военнослужащие венгерской 105-й лёгкой дивизии из состава Восточной оккупационной группы войск по указаниям командующего группой генерал-лейтенанта Алдя-Папа Золтана Йогана, 1895 года рождения, уроженца Будапешта. Карательная акция в Корюковке была произведена по приказу начальника штаба 399-й главной полевой комендатуры Баера Бруно Франца, 1888 года рождения, родом из немецкого города Касселя
Карательный отряд утром окружил деревню и принялся истреблять мирное население. Под предлогом проверки документов людей сгоняли в клубы, школы и церкви, после чего партиями по 50—100 человек расстреливали, невзирая на пол и возраст. Забитые трупами дома начали поджигать, но убийства продолжались. Каратели прочёсывали деревню, хватали людей и живьём бросали в горящие избы. К концу следующего дня Корюковка почти полностью сгорела.
Уцелевшие корюковчане спрятались или бежали в лес. Часть из них, в основном пожилые люди, через несколько дней вернулись. Но через неделю каратели снова появились. Найденных ими людей выгнали из домов, завели в сарай, облили керосином и сожгли. Людей затолкали на заводе в печь для обжига кирпича и подожгли. Как показало расследование и экспертизы областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Корюковке, за два дня оккупанты и их помощники-полицаи зверски уничтожили по меньшей мере 6700 человек, причём 5612 тел остались неопознанными.
Судмедэксперты установили, что смерть была причинена «путём расстрела из автомата, расстрела из станкового пулемёта, физического насилия тупым оружием с раздроблением костей черепа и позвоночного столба в шейной области, сжиганием живых людей». Из 1300 зданий деревни уцелело десять.
Дмитрий Веденеев….Корюковка… Историческая правда. 01.03.2013 http://www.istpravda.com.ua/articles/2013/03/1/115268/ )
После 1945 г. венгерское правосудие (и, конечно, политическое руководство) быстро осознало тяжесть и масштабы военных преступлений. Правда, до последнего времени венгерские историки не проявляли никакого интереса к многочисленным судебным процессам, состоявшимся в Венгрии в 1945−1956 гг. в связи с военными преступлениями, совершенными на советских территориях, и обширными материалами этих процессов. Эти материалы, хранящиеся в Историческом архиве служб безопасности ( Венгрии), до сих пор ждут своих исследователей… Материалы венгерских процессов не только рассказывают о зверствах военной жандармерии, но и показывают, как теряют свой человеческий облик повседневные люди, врач и земледелец, священник и рабочий, как «маленький человек» превращается в массового убийцу.
... В 60−70-е гг. в СССР лишь изредка публиковались архивные источники, касающиеся зверств, совершенных венгерской армией, прежде всего т. н. сил по поддержанию порядка. Например, на русском языке было опубликовано несколько документов, свидетельствующих об участии венгерских солдат в холокосте и физическом уничтожении советских военнопленных ( Один-два таких документа представлены в недавно вышедшей книге Йожефа Балинта: Bálint 2011., см. также: Филоненко С.И, Филоненко М.И. Психологическая война на Дону. Воронеж, 2010. ) однако не вызвало серьезных откликов ни в обществе, ни в печати. В эпоху
Кадара ( Янош Кадар - партийный деятель, руководитель ВНР , 1956-1965 гг.) венгерские историки в духе «союзнической политики» не спешили сообщить об этих событиях, возможно, и потому, чтобы не нужно было заниматься реакцией советских войск, преступлениями, совершенными советскими солдатами при освобождении Венгрии, да и вообще – историческими фактами, «подрывающими социалистическое национальное единство». ...
... Больше того, нелегкое наследие замалчивания было еще более отягощено абсурдным политическим трюком осуществившего смену общественного строя ельцинского режима, который в интересах поддержания «хороших отношений», а также демонстрируя всему миру свою «правовую чувствительность», реабилитировал военных преступников, в том числе и венгров, например казненного Силарда Бакаи, который был главнокомандующим Восточной венгерской оккупационной группой. В Венгрии этот развернувшийся после смены общественного строя процесс реабилитации дошел до того, что военные преступники реабилитировались даже во время правления «социалистическо-либеральной» коалиции.
Продолжение от Vonaviza следует.