Самый популярный автомобиль на отечественном рынке на протяжении нескольких лет, первый плод сотрудничества АВТОВАЗа с альянсом Renault-Nissan, первый проект, разработанный всего за два с половиной года – все это Lada Granta, вышедшая в 2011 году. И как же она появилась на свет? Давайте вспоминать.
Несмотря на уверения маркетологов, что в России больше всего любят седаны, в семействе Lada Kalina с появлением кузовов хэтчбек и универсал трехобъемник стал самым непопулярным вариантом. Кроме того, в кризисный 2008 год общие продажи модели сильно просели, поэтому перед руководством встала задача поправить ситуацию. Поэтому модернизацию всего семейства решили начать именно с седана. Кроме того, новая модель должна была попасть в категорию low-cost (иначе говоря, низкобюджетную), таким образом, предполагалось, что низшая комплектация заместит «классику», средняя – «Самару», а высшая – «Калину». Само собой, даже в минимальной комплектации не удалось бы достичь цены ВАЗ-2107, но и потребительские качества новинки должны были заметно превзойти таковые у заднеприводной модели. Новый проект получил индекс 2190 вместо «калиновского» 1118, а позднее всенародным голосованием было выбрано и собственное имя «Гранта». Кстати, изначально прорабатывались варианты создания нового «бюджетника» на основе классического семейства и «Самары», но в итоге в качестве исходной выбрали наиболее современную конструкцию из имеющихся.
Как ни странно, простое выкидывание из «Калины» всех опций подряд не осилило бы приблизить итоговую цену к предполагаемому уровню в 220 тысяч рублей. Необходим был более основательный и комплексный подход. Тут-то и пригодился опыт альянса в создании их знаменитого Dacia/Renault Logan. Смысл в удешевлении путем уменьшения числа составляющих деталей и, соответственно, упрощения сборки. К примеру, в дверных обшивках стало 3 детали вместо 15! И такой принцип разработки старались соблюдать везде, где возможно. С крышки багажника убрали и номер, и фонари, а на версии «стандарт» там и вовсе остался только механический замок, соответственно, не надо тянуть ни одного провода. Из обшивки есть только ручка для закрывания. Сиденье складывается раздельно только в «Люксе», и только там же есть потолочные ручки. Интересно, что при этом сохранен ковер в багажнике. Фары с фонарями, естественно, тоже упростили: спереди поселился простейший совмещенный свет с лампами H4, а сзади оставили по одному экземпляру фонаря заднего хода и «противотуманки». Коснулось удешевление и комбинации приборов: долой стрелочные указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, теперь вся второстепенная информация на центральном монохромном дисплее, а отрегулировать яркость подсветки стало нечем.
Благо, что целью проекта было не только удешевление, но и улучшение потребительских свойств, ведь, как мы помним, «Гранта» должна была понравиться и бывшим владельцам порой хорошо оснащенной и достаточно динамичной «Калины». Поэтому в новой машине должны были появиться доселе невиданные опции: мультимедийная система с сенсорным дисплеем, автоматическая коробка передач и система стабилизации, а «механику» ждал переезд на тросовый механизм переключения. Безусловным благом можно считать и увеличившуюся с пользой длину: часть пошла на увеличение объема багажника, а остаток на моторный отсек, куда определили долгожданный увеличенный радиатор, да к тому же отодвинули от двигателя. Ходовую часть тоже не обошли вниманием. Перетряхнули практически всё: здесь другая рулевая рейка, другой электроусилитель, пружины, амортизаторы. Даже геометрия изменилась: спереди увеличили кастор, а сзади впервые применили отрицательный развал колес. Как говорят инженеры, они старались выжать максимум из имеющейся платформы при минимуме затрат. И это получилось! Если при прямолинейном движении разница не очень радикальна, то при поворотах отличить новую машину от «калины» можно хоть с закрытыми глазами. Информативность рулевого управления лучше, крены меньше, а поведение стабильнее. Но сказанное, конечно, относится к версиям побогаче. База же довольствуется исходной передней подвеской и рулевым управлением с четырьмя оборотами руля от упора до упора без усилителя.
Бюджетность «гранты» не коснулась ее безопасности. В итоге водительскую подушку безопасности было решено устанавливать даже в базе, а двери отныне укреплены новым брусом квадратного сечения. Все это позволило с успехом пройти сертификационные краш-тесты и хорошо выступить на независимых.
В целом, перед нами пример того, как модернизация спасла и семейство «Калины», и завод в целом. Гранта до сих пор отличается очень широкой гаммой комплектаций и, соответственно, цен, благодаря чему подходит для многих людей и до сих пор остается на первых строчках продаж.