- Мама, Мишка сказал, что он вчера ездил с родителями в гости на метро, и машинист разрешил ему зайти в кабину и управлять поездом. А я ему сказал, что он все врет, потому что посторонних туда не пускают, - с возмущением сообщает мне младший сын, вернувшись с прогулки.
Он явно расстроен ссорой с лучшим другом, а еще больше тем, что его мечту - посидеть в кабине машиниста метро - исполнил кто-то другой. Пытаясь успокоить сына, придумываю на ходу: "Давай порадуемся за Мишу, а если ты все еще хочешь посидеть в кабине машиниста, значит, в выходные поедем в музей метро, там тебе точно разрешат это сделать".
Но в выходные мне не суждено было исполнить свое обещание. Без записи на экскурсию посетить Интерактивный центр истории метрополитена (таково официальное название музея) невозможно. А на ближайшие даты сборные группы были укомплектованы полностью. Пришлось записываться на экскурсию в будний день да еще подождать три недели, зажав кулачки, чтобы никто из детей не заболел. Но ожидание того стоило. Почему - расскажу поподробнее.
Интерактивный центр истории метрополитена очень удобно расположен рядом со станцией метро "Приморская". Для школьников, пенсионеров и других льготных категорий населения стоимость билета составляет всего 100 рублей. Стоимость "полного" взрослого билета тоже невысока - 300 рублей.
Наша экскурсия началась у световой схемы петербургского метро. Поговорили о первой линии ленинградского метрополитена, строящихся и проектируемых станциях. Изображения на стене помогли представить, как выглядят вагоны метро разных типов.
Оказавшись под полусводом тоннельного кольца, внимательно рассмотрели тюбинги, оценили прочность их креплений. С помощью интерактивной строительной клетки погрузились на глубину более шестидесяти метров, изучили слои кембрийской глины и познакомились с метростроителем. Ему было не до нас, человек работает ))
Экспозиция в следующем зале посвящена истории развития общественного транспорта в Петербурге и, в частности, истории строительства петербургского метро. Для меня стало открытием, что метрополитен нашего города мог войти в число первых подземных дорог мира, если бы не военное лихолетье.
В просторном третьем по счету помещении сразу бросается в глаза роскошный макет. Четыре вагона образца 1960-х годов демонстрируют движение по тоннелям, въезд на станции разных типов, размещение в депо на ночной отстой.
На переднем плане макета представлена система вентиляции метрополитена. Вентиляционные киоски в Петербурге иногда настолько богато декорированы, что многие наши гости принимают их за парковые павильоны.
Колонна, облицованная прессованным стеклом с орнаментом, напоминает о внутреннем убранстве станции метро "Автово", которая входит в число самых красивых станций метро мира. К сожалению, разговор о художественном оформлении станций у нас не задался, слишком мало внимания дети обращают на его элементы. Я, как мама, сделала для себя пометку, будем устранять пробелы в знаниях.
Но красота в метро - это не самое главное, главное все же - безопасность. О ней мы говорили в следующей тематической зоне. С помощью интерактивного оборудования экскурсовод продемонстрировала нам запуск и штатную остановку поезда, работу системы экстренного торможения.
Побеседовали о том, почему в метро такие короткие шпалы, как выглядит лоток и чем он поможет упавшему с платформы человеку. Узнали, где находится контактный рельс и как правильно вести себя в случае падения. Особый восторг у детей вызвала операция по спасению свалившейся на рельсы мягкой игрушки с помощью изолирующих клещей.
Не обошлось без вопросов о крысах. Спешу успокоить, конечно, грызуны под землей водятся, но среди них нет никаких мутантов, о которых судачат досужие фантазеры.
Прежде чем спуститься в следующий зал, изучили различные устройства для прохода пассажиров - от "вертушки", около которой когда-то контролеры проверяли бумажные билеты, до привычных нам турникетов.
Ну и как в музее метро обойтись без эскалатора? Правда, здесь он не движется и выступает в роли лестницы. Пока спускались, успели обсудить, почему не стоит бежать по эскалатору, зачем на нем "щетки" и цветные полоски.
Внимательно ознакомиться с внутренним устройством и принципом работы эскалатора помогут и макет, и информативное видео, и схема.
В том, что по эскалатору действительно лучше не бегать, можно убедиться, глядя на видео с камер наблюдения, демонстрируемых на мониторах ситуационного центра. К счастью, некая труба, вылетевшая из рук пассажира, никого не задела.
Мониторами, компьютерами, камерами оснащают рабочие места поездных диспетчеров сейчас, раньше они выглядели иначе. Как раз накануне нашего визита в музей я рассказывала детям об устройстве дискового телефона, поэтому диски вращали с особым восторгом.
А вот и то, ради чего мы отправились в музей! Кабина машиниста или, правильнее, - фрагмент головного вагона. Тут же образовалась очередь из желающих покрутить/повращать/сфотографироваться. Чтобы выманить детей из кабины для знакомства со следующим залом, пришлось даже применить особый взгляд ))
Заключительная экспозиция обрадовала неожиданными экспонатами. Здесь нас ждали надувная резиновая лодка и "гном" - небольшой насос, который использовали сотрудники метрополитена, когда устраняли последствия размыва.
Думаю, петербуржцы, часто пользующиеся красной линией метро, помнят, что с 1995 по 2004 год поезда между станциями метро "Лесная" и "Площадь Мужества" не ходили. Для перемещения между ними нужно было пересесть с метро на бесплатный автобус № 80. В это время метростроевцы устраняли последствия размыва - аварии на перегоне, возникшей из-за плывуна.
Об этой технологической катастрофе и рассказывают в завершении экскурсии.
Экскурсия длилась около 40 минут, после нее нам дали время на самостоятельное знакомство с экспозицией. Угадайте, куда помчались мои дети? Конечно же, в кабину машиниста )))
Тем, кто планирует визит с малышами, рекомендую заранее сходить в туалет, так как он находится за пределами музейного пространства.
После посещения интерактивного центра можно посидеть в кафе "Метро".