Найти тему

"Гномы", "клещи", "лоток", "контактный рельс". О чем рассказывают в Интерактивном центре истории метрополитена

- Мама, Мишка сказал, что он вчера ездил с родителями в гости на метро, и машинист разрешил ему зайти в кабину и управлять поездом. А я ему сказал, что он все врет, потому что посторонних туда не пускают, - с возмущением сообщает мне младший сын, вернувшись с прогулки.
Он явно расстроен ссорой с лучшим другом, а еще больше тем, что его мечту - посидеть в кабине машиниста метро - исполнил кто-то другой. Пытаясь успокоить сына, придумываю на ходу: "Давай порадуемся за Мишу, а если ты все еще хочешь посидеть в кабине машиниста, значит, в выходные поедем в музей метро, там тебе точно разрешат это сделать".

Но в выходные мне не суждено было исполнить свое обещание. Без записи на экскурсию посетить Интерактивный центр истории метрополитена (таково официальное название музея) невозможно. А на ближайшие даты сборные группы были укомплектованы полностью. Пришлось записываться на экскурсию в будний день да еще подождать три недели, зажав кулачки, чтобы никто из детей не заболел. Но ожидание того стоило. Почему - расскажу поподробнее.

Вход в интерактивный центр истории метрополитена
Вход в интерактивный центр истории метрополитена

Интерактивный центр истории метрополитена очень удобно расположен рядом со станцией метро "Приморская". Для школьников, пенсионеров и других льготных категорий населения стоимость билета составляет всего 100 рублей. Стоимость "полного" взрослого билета тоже невысока - 300 рублей.

Первый зал интерактивного центра истории метрополитена в Петербурге
Первый зал интерактивного центра истории метрополитена в Петербурге

Наша экскурсия началась у световой схемы петербургского метро. Поговорили о первой линии ленинградского метрополитена, строящихся и проектируемых станциях. Изображения на стене помогли представить, как выглядят вагоны метро разных типов.

Тюбинг - сегмент тоннельного кольца. Все как в метро
Тюбинг - сегмент тоннельного кольца. Все как в метро

Оказавшись под полусводом тоннельного кольца, внимательно рассмотрели тюбинги, оценили прочность их креплений. С помощью интерактивной строительной клетки погрузились на глубину более шестидесяти метров, изучили слои кембрийской глины и познакомились с метростроителем. Ему было не до нас, человек работает ))

Метростроитель за работой
Метростроитель за работой

Экспозиция в следующем зале посвящена истории развития общественного транспорта в Петербурге и, в частности, истории строительства петербургского метро. Для меня стало открытием, что метрополитен нашего города мог войти в число первых подземных дорог мира, если бы не военное лихолетье.

В витринах этого зала представлены документы, рассказывающие об истории общественного транспорта Петербурга
В витринах этого зала представлены документы, рассказывающие об истории общественного транспорта Петербурга

В просторном третьем по счету помещении сразу бросается в глаза роскошный макет. Четыре вагона образца 1960-х годов демонстрируют движение по тоннелям, въезд на станции разных типов, размещение в депо на ночной отстой.

На переднем плане макета представлена система вентиляции метрополитена. Вентиляционные киоски в Петербурге иногда настолько богато декорированы, что многие наши гости принимают их за парковые павильоны.

Вентиляционная система метро. Коричневую трубу венчает вентиляционный киоск
Вентиляционная система метро. Коричневую трубу венчает вентиляционный киоск

Колонна, облицованная прессованным стеклом с орнаментом, напоминает о внутреннем убранстве станции метро "Автово", которая входит в число самых красивых станций метро мира. К сожалению, разговор о художественном оформлении станций у нас не задался, слишком мало внимания дети обращают на его элементы. Я, как мама, сделала для себя пометку, будем устранять пробелы в знаниях.

-8

Но красота в метро - это не самое главное, главное все же - безопасность. О ней мы говорили в следующей тематической зоне. С помощью интерактивного оборудования экскурсовод продемонстрировала нам запуск и штатную остановку поезда, работу системы экстренного торможения.

Побеседовали о том, почему в метро такие короткие шпалы, как выглядит лоток и чем он поможет упавшему с платформы человеку. Узнали, где находится контактный рельс и как правильно вести себя в случае падения. Особый восторг у детей вызвала операция по спасению свалившейся на рельсы мягкой игрушки с помощью изолирующих клещей.

Не обошлось без вопросов о крысах. Спешу успокоить, конечно, грызуны под землей водятся, но среди них нет никаких мутантов, о которых судачат досужие фантазеры.

Интерактивная зона в музее метро
Интерактивная зона в музее метро

Прежде чем спуститься в следующий зал, изучили различные устройства для прохода пассажиров - от "вертушки", около которой когда-то контролеры проверяли бумажные билеты, до привычных нам турникетов.

Устройства для прохода пассажиров в метро
Устройства для прохода пассажиров в метро

Ну и как в музее метро обойтись без эскалатора? Правда, здесь он не движется и выступает в роли лестницы. Пока спускались, успели обсудить, почему не стоит бежать по эскалатору, зачем на нем "щетки" и цветные полоски.

Эскалатор в музее метро
Эскалатор в музее метро

Внимательно ознакомиться с внутренним устройством и принципом работы эскалатора помогут и макет, и информативное видео, и схема.

В том, что по эскалатору действительно лучше не бегать, можно убедиться, глядя на видео с камер наблюдения, демонстрируемых на мониторах ситуационного центра. К счастью, некая труба, вылетевшая из рук пассажира, никого не задела.

Макет ситуационного центра
Макет ситуационного центра

Мониторами, компьютерами, камерами оснащают рабочие места поездных диспетчеров сейчас, раньше они выглядели иначе. Как раз накануне нашего визита в музей я рассказывала детям об устройстве дискового телефона, поэтому диски вращали с особым восторгом.

Рабочее место поездного диспетчера
Рабочее место поездного диспетчера

А вот и то, ради чего мы отправились в музей! Кабина машиниста или, правильнее, - фрагмент головного вагона. Тут же образовалась очередь из желающих покрутить/повращать/сфотографироваться. Чтобы выманить детей из кабины для знакомства со следующим залом, пришлось даже применить особый взгляд ))

Фрагмент головного вагона
Фрагмент головного вагона

Заключительная экспозиция обрадовала неожиданными экспонатами. Здесь нас ждали надувная резиновая лодка и "гном" - небольшой насос, который использовали сотрудники метрополитена, когда устраняли последствия размыва.

Думаю, петербуржцы, часто пользующиеся красной линией метро, помнят, что с 1995 по 2004 год поезда между станциями метро "Лесная" и "Площадь Мужества" не ходили. Для перемещения между ними нужно было пересесть с метро на бесплатный автобус № 80. В это время метростроевцы устраняли последствия размыва - аварии на перегоне, возникшей из-за плывуна.

Об этой технологической катастрофе и рассказывают в завершении экскурсии.

Экспозиция музея, посвященная размыву. Справа около надувной лодки - насос "гном"
Экспозиция музея, посвященная размыву. Справа около надувной лодки - насос "гном"

Экскурсия длилась около 40 минут, после нее нам дали время на самостоятельное знакомство с экспозицией. Угадайте, куда помчались мои дети? Конечно же, в кабину машиниста )))

Тем, кто планирует визит с малышами, рекомендую заранее сходить в туалет, так как он находится за пределами музейного пространства.

После посещения интерактивного центра можно посидеть в кафе "Метро".