Найти тему

"Чрезвычайное происшествие",фильм 1958 г. ч.2 - первый бенефис Вячеслава Тихонова

И,наконец,самое главное,ради чего стоит смотреть этот фильм.Это бенефис Вячеслава Тихонова в роли моториста одессита Кости Райского.Виртуознейшее исполнение. Когда-то на фильм ходили по десятку раз только для того ,чтобы насладится этим образом.Это третья главная роль Тихонова. Первые две - врача Голубева в фильме "Сердце бьется вновь" и особенно Матвея Морозова в "Дело было в Пеньково" сделали его имя на слуху у зрителя.Но роль Кости Райского сделала его популярным.Потом заготовки этого образа он тоже с успехом поэксплуатировал в "Мичмане Панине." Веселый,общительный ,тонкий одессит. И вот эта Одесса у него не как у того же Машкова в его Давиде Марковиче,а совершенно другая.Без этого псевдоеврейского,выдаваемого за одесский, акцента.Без натужного хохмачества, выдаваемого за одесский юмор.И разница между репликами Райского и Гоцмана в том,что в первом случае диалоги писал профессиональный сценарист из Одессы Григорий Колтунов,а во втором случае сценарист мыльных сериалов тулячка Зоя Кудря. Вот только послушайте эту музыку в исполнении Кости Райского.

"Полковник, вы человек идейный или практический? Если практический – моргните два раза. Учтите, у нас мало времени, сейчас сюда вернется часовой, и я оставлю ваших детей сиротами."
"Полковник, вы человек идейный или практический? Если практический – моргните два раза. Учтите, у нас мало времени, сейчас сюда вернется часовой, и я оставлю ваших детей сиротами."
"Вы знаете, мистер Соколов? Вы, действительно, умница. Здесь на Тайване. В Одессе вы были бы еле-еле идиотом."
"Вы знаете, мистер Соколов? Вы, действительно, умница. Здесь на Тайване. В Одессе вы были бы еле-еле идиотом."
"Вы видите эту папиросу? Я отбрасываю старую жизнь как этот окурок. Потому что здесь живется весело. Кто видел в Советском Союзе дом терпимости? Хоть один? Самый захудалый? А здесь – куда не обернешься – сплошь да рядом. - А вы, господин Райский, часто бываете в этих домах?
- Я? Да. Я оттуда просто не вылезаю. День и ночь."
"Вы видите эту папиросу? Я отбрасываю старую жизнь как этот окурок. Потому что здесь живется весело. Кто видел в Советском Союзе дом терпимости? Хоть один? Самый захудалый? А здесь – куда не обернешься – сплошь да рядом. - А вы, господин Райский, часто бываете в этих домах? - Я? Да. Я оттуда просто не вылезаю. День и ночь."

На Райском держится почти весь фильм. Он стержень,на который нанизаны все сюжетные ходы. Он в одиночку затевает опаснейшую игру с чанкайшистами,рискуя навсегда остаться в глазах товарищей предателем.А этот его жест - скрещенные пальцы,когда он лжет.Вся страна потом с ума сходила по этому жесту,ставшему фирменной фишкой фильма.А ведь он и не такой уж и простой этот жест. Скрещенные пальцы – достаточно древний оберег, отгоняющий зло. Считалось, что если врать, сложив пальцы, ложь к тебе не прилипнет и карма не испачкается. Тихонов в этой роли наконец то раскрылся в полную меру своего выдающегося актерского таланта.Показал,что в одной роли он может играть разное - и классическую любовную сцену,и жесткий мужской разговор,и веселое балагурство,и хитрый обман. И трагедию отчаяния.

А это сцена,когда его,принуждая подписать отказ от Родины привозят в солдатские казармы и мимо проводят радистку Риту.в которую он влюблен,в толпе солдатни.Ее заводят в казарму и он понимает,что сейчас с нею сделают.Чтобы он не закричал Райскому зажимают рот.Тихонов здесь играет одними глазами всю трагедию невозможности помочь любимой женщине.И ,спасая ее,подписывает требуемую бумагу.
А это сцена,когда его,принуждая подписать отказ от Родины привозят в солдатские казармы и мимо проводят радистку Риту.в которую он влюблен,в толпе солдатни.Ее заводят в казарму и он понимает,что сейчас с нею сделают.Чтобы он не закричал Райскому зажимают рот.Тихонов здесь играет одними глазами всю трагедию невозможности помочь любимой женщине.И ,спасая ее,подписывает требуемую бумагу.

После этого фильма все одесские мальчишки во всех подворотнях играли в Райского,так же как он скрещивал пальцы и держали папироску.В этом фильме Тихонов появляется и в матросской робе ,и в моднейшем пиджаке,и везде он так же элегантен,как потом будет через 15 лет элегантен Штирлиц.По киносборам и популярности у зрителей у Тихонова был только один кинофильм,который превзошел "ЧП" - "Война и мир".

В фильме моряки танкера триумфально возвращаются на Родину.И только 11 человек,чьи подписи смыл дождь,пока остаются в плену,но в фильме надеются,что и их вызволят.В реальной жизни все было гораздо страшнее.Двое моряков в результате побоев и пыток скончались в тюрьме.Из оставшихся 49 членов экипажа,20 подписали отказ возвращаться в Союз и поэтому вернулось только 29.Из подписавших только один заявил,что остается по политическим мотивам,другие же решили перехитрить чанкайшистов и американцев и после освобождения вернуться на родину.Но не все оказалось так просто.Часть уехала в Америку,часть в Бразилию,а оттуда в Уругвай.А четверых чанкайшисты посадили в тюрьму и на Родину они вернулись стариками в 1988 году,последний вернулся только в 1993 году.А те кто пытался обмануть и подписал отказ, вернулись через Америку и Уругвай к самому выходу фильма.Сначала они были встречены ,как герои,а через несколько лет осуждены за измену родине к длительным срокам,а оставшиеся в Америке четыре человека заочно к смертной казни.Сейчас никого из "туапсинцев" нет в живых.Реальные герои очень положительно отнеслись к содержанию фильма,он практически документально изложил реальные события,за некоторыми элементами художественного вымысла.

Фильм произвел фурор среди зрителей.Он стал единственным фильмом киностудии им.Довженко,который за всю историю этой студии стал лидером проката.

Ставьте свои лайки и пишите комментарии.

Часть первая