Найти в Дзене
MAD TOSBY

«Оркестр музыку играл»

Фото ©️ Пионер
Фото ©️ Пионер

Спус­тя год пос­ле премь­еры в ши­рокий про­кат вы­шел «Маль­чик рус­ский» (2018) — де­бют­ная кар­ти­на Алек­сан­дра Зо­лоту­хина, та­лан­тли­вого вы­пус­кни­ка мас­тер­ской Алек­сан­дра Со­куро­ва. Ис­сле­ду­ем, что же ме­шало спать на­чина­юще­му ав­то­ру пос­ледние го­ды, в на­шей ре­цен­зии

Премь­ера кар­ти­ны «Маль­чик рус­ский» (2018) сос­то­ялась в прош­лом го­ду на 69-м Бер­лин­ском ки­нофес­ти­вале. Фильм стал чет­вёртым по счё­ту полно­мет­ражным де­бютом, вы­шед­шим «из-под пе­ра» вы­пус­кни­ков мастер­ской Алек­сан­дра Со­куро­ва, от­кры­той им в Наль­чи­ке в 2011 го­ду. Ра­нее у нас уже бы­ла воз­можность пос­мотреть де­бют­ные филь­мы Ки­ры Ко­вален­ко («Со­фич­ка» (2016)), Кан­те­мира Ба­лаго­ва («Тес­но­та» (2017)) и Вла­дими­ра Би­токо­ва («Глу­бокие ре­ки» (2018)). За­мысел сво­его пер­во­го филь­ма Алек­сандр Зо­лоту­хин вы­наши­вал нес­коль­ко лет. От­прав­ной точкой для вы­бора вре­мен­но­го от­резка, в ко­тором раз­во­рачи­ва­ет­ся действие, ста­ли боль­шие акус­ти­чес­кие рас­тру­бы — при­чуд­ли­вая конструк­ция, ко­торая слу­чай­но по­палась на гла­за бу­дуще­му ре­жис­сё­ру. Эти рас­тру­бы ак­тивно  ис­поль­зо­вались в Пер­вую ми­ровую вой­ну, что­бы «прос­лу­шивать не­бо» и бла­года­ря это­му заб­ла­гов­ре­мен­но предупреждать о приб­ли­жа­ющих­ся са­молё­тах про­тив­ни­ка. Сол­дат, которые ра­бота­ли на дан­ной конс­трук­ции, на­зыва­ли «слу­хача­ми». «Слухач» — это пер­вое ра­бочее наз­ва­ние филь­ма, ко­торое в хо­де двухгодич­ной ра­боты сме­нилось на бо­лее по­этич­ное и рас­ши­ря­ющее смыс­лы, но фак­ти­чес­ки не­пере­води­мое на инос­тран­ные язы­ки. 

Сю­жет по­вес­тву­ет о юно­ше Алё­ше (Вла­димир Ко­ролёв), ко­торый оказывает­ся в во­дово­роте во­ен­ных дей­ствий. Уже с пер­вых ми­нут мы понима­ем, что Алё­ша — боль­ше чем обыч­ный маль­чик. У не­го есть характер, и он, ко­неч­но, жаж­дет про­явить се­бя в пер­вом бою, что­бы доказать свою нуж­ность и серь­ёз­ность на­мере­ний. То­вари­щи посмеивают­ся над его бра­вадой, но всё же при­нима­ют его в свои ря­ды. Ядо­витый газ, ис­поль­зу­емый вра­гом во вре­мя ата­ки, ли­ша­ет не­опыт­но­го мо­лодо­го сол­да­та зре­ния. Тем не ме­нее он от­ка­зыва­ет­ся по­кидать фронт и во­лей судь­бы ста­новит­ся слу­хачом. На при­мере Алё­ши ре­жис­сёр рассмат­ри­ва­ет на­ци­ональ­ный ха­рак­тер, чер­ты ко­торо­го обос­тре­ны экстре­маль­ны­ми ус­ло­ви­ями вой­ны. С од­ной сто­роны, вой­на про­буж­да­ет низ­менные чувс­тва и ин­стинкты лю­дей, о ко­торых они да­же и не подозревали, с дру­гой — лю­ди все рав­но ос­та­ют­ся людь­ми в хо­рошем смыс­ле, и им не чуж­ды лю­бовь, вза­им­ная под­дер­жка, друж­ба и доб­ро­та.  

Фото ©️ Пионер
Фото ©️ Пионер

Со­бытия, про­ис­хо­дящие на фрон­те, пе­реме­жа­ют­ся сов­ре­мен­ны­ми докумен­таль­ны­ми кад­ра­ми ре­пети­ции му­зыкан­тов сим­фо­ничес­ко­го оркестра «Тав­ри­чес­кий» и ди­риже­ра Ми­ха­ила Го­лико­ва. Ре­пети­ру­ют они, ко­неч­но, не абы что, а Тре­тий кон­церт Рах­ма­нино­ва, на­писан­ный композито­ром за пять лет до на­чала Пер­вой ми­ровой вой­ны. Та­кое достаточ­но неординар­ное пос­тро­ение филь­ма по­нача­лу мо­жет сбить зрителя с тол­ку, но посте­пен­но од­ни кад­ры впле­та­ют­ся в дру­гие, а звучащая му­зыка по­мога­ет под­держи­вать дей­ствие и рас­став­лять акценты. 

Как мы пом­ним, за не­делю до это­го на эк­ра­ны вы­шел «1917» (2019) — ещё один фильм, пог­ру­жён­ный в ре­алии Пер­вой ми­ровой. Од­на­ко меж­ду филь­ма­ми не так мно­го об­ще­го, как мо­жет по­казать­ся на пер­вый взгляд. «1917» — это «тор­жес­тво ин­же­нер­ной мыс­ли», ат­трак­ци­он, бюд­жет которо­го пре­выша­ет в сот­ню раз бюд­жет «Маль­чи­ка рус­ско­го». Нес­мотря на это, фильм Зо­лоту­хина яв­ля­ет­ся мощ­ным ав­тор­ским выс­ка­зыва­ни­ем, потря­са­ющим зри­теля до глу­бины ду­ши. Он вы­водит пуб­ли­ку из зо­ны комфорта и де­ла­ет её со­учас­тни­ком про­ис­хо­дящих со­бытий, не при­бегая к зап­ре­дель­ным опе­ратор­ским ухищ­ре­ни­ям и дру­гим до­рогос­то­ящим техни­чес­ким приб­лу­дам. «Маль­чик рус­ский» — это ан­ти­во­ен­ное ки­но, выходя­щее на уро­вень обоб­ще­ния и де­монс­три­ру­ющее, нас­коль­ко вой­на яв­ля­ет­ся не­лепой по сво­ей при­роде. Она ли­ша­ет лю­дей детс­тва, семьи, прос­тых ра­дос­тей, в ко­торых и кро­ет­ся смысл су­щес­тво­вания. Впро­чем, для ху­дож­ни­ка, ко­им яв­ля­ет­ся ре­жис­сёр филь­ма, вой­на — это под­хо­дящий кон­текст для рас­кры­тия на­ци­ональ­ных черт ха­рак­те­ра. А ха­рак­тер в данном слу­чае для ав­то­ра был пер­восте­пенен.

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте