Найти в Дзене

Птицы Павла Веселова

В молодости Веселов мечтал стать орнитологом, он любил наблюдать за птицами. Именно поэтому скульптуры птиц можно выделить в отдельную группу Его маленькие птицы, такие, как "Свиристель", "Горихвостка" "Крапивнички № 1 и 2", "Пуночки № 1 и 2 и другие, имеют обтекаемые каплевидные тела, к которым плотно прижаты крылья. Остроконечные выступающие детали — концы крыльев, клюв и хвост — являются зрительными «зацепками» на округлом абрисе фигуры. Роспись соответствует естественной окраске птиц. Птицы большого размера имеют сложную рельефную обработку поверхности, образованную, как правило, углублениями, в качестве примеров можно привести «Куропаток № 1 и 2», похожих на сосновые шишки, «Казарку» и «Байкальских уток № 1 и 2». Тонкие птичьи лапки невозможно выполнить в фарфоре, только у «Зарянки» (1973), они переданы росписью и маленьким выступом на полусферическом основании статуэтки. Обычно лапки обозначены округлым выступом, этот прием родствен глиняной игрушке. Опушенные мощные л

В молодости Веселов мечтал стать орнитологом, он любил наблюдать за птицами. Именно поэтому скульптуры птиц можно выделить в отдельную группу Его маленькие птицы, такие, как "Свиристель", "Горихвостка" "Крапивнички № 1 и 2", "Пуночки № 1 и 2 и другие, имеют обтекаемые каплевидные тела, к которым плотно прижаты крылья. Остроконечные выступающие детали — концы крыльев, клюв и хвост — являются зрительными «зацепками» на округлом абрисе фигуры. Роспись соответствует естественной окраске птиц.

Свиристель, горихвостка, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е, гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Свиристель, горихвостка, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е, гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Крапивнички № 1 и 2, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции  "Фарфоровый заповедник"
Крапивнички № 1 и 2, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Пуночки, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг, Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник
Пуночки, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг, Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник

Птицы большого размера имеют сложную рельефную обработку поверхности, образованную, как правило, углублениями, в качестве примеров можно привести «Куропаток № 1 и 2», похожих на сосновые шишки, «Казарку» и «Байкальских уток № 1 и 2».

Байкальские утки, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровые заповедники"
Байкальские утки, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровые заповедники"
Казарка, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Казарка, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Каменные куропатки (кеклики), авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Каменные куропатки (кеклики), авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Тонкие птичьи лапки невозможно выполнить в фарфоре, только у «Зарянки» (1973), они переданы росписью и маленьким выступом на полусферическом основании статуэтки. Обычно лапки обозначены округлым выступом, этот прием родствен глиняной игрушке.

Зорянка, авт. П.П Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Зорянка, авт. П.П Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Опушенные мощные лапы «Полярной куропатки» (1971) - единственный пример, когда они играют роль реальной опоры и выполнены как самостоятельные объемы, третья точка опоры - хвост. Цветовое решение скульптуры заслуживает внимания: яркие, кирпичного цвета брови и тонко прочерченный черным узор перьев оттеняют изысканное сочетание белого с серым и бежевым на груди и спине птицы. Неглубокие насечки создают фактуру перьев, чуть топорщащихся на груди и спине птицы.

Полярная куропатка, авт. П.П. Веселов, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Полярная куропатка, авт. П.П. Веселов, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

В "Куличке" 1974 года - одной из любимых работ скульптора - ясно вычленены отдельные объемы туловища, головы, голеней. Веселову удалось передать нескладность птенца. "Куличок" имеет сложную красивую роспись: сероватые и теплые коричневые плавно перетекают в серо-голубые, очертания пятен соответствуют границам объемов.

Куличок, авт. П.П. Веселов, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Куличок, авт. П.П. Веселов, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Одно время Веселов увлекался коллекционированием яиц, в связи с чем часто наблюдал птиц на кладке. "Они подпускают очень близко, на несколько шагов, только зрачок от страха увеличивается", — рассказывал скульптор. В связи с этим увлечением появились "Чибис" (1982).
"Чибис" сидит на кладке, хохолок его воинственно поднят. Зеленоватый оттенок общего коричневого окраса концентрируется в пятно глубокого изумрудного цвета на спине птицы и, чуть теплея, слабо окрашивает яйца кладки.

Чибис на кладке, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1980-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Чибис на кладке, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1980-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

К «птичьей» теме может быть отнесен и скульптура «Горностай» (1971). Хищный зверек весь напряжен, что-то обеспокоило его, и он застыл на секунду, резко повернув голову назад, но не выпуская из зубов украденного яйца.

Горностай, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Горностай, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1970-е гг. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Все представленные скульптуры присутствуют в коллекции. Птичья серия Павла Веселова и многие из предметов не отмечены в нашей статье

Спасибо что Вы дочитали наш обзор. Если вам понравилось жмите палец вверх. До скорой встречи.