Найти тему
Vsadnique

Экзистенциализм по полочкам

Оглавление
Грусть — самый большой порок современного мира, современный мир печален. (с) Жорж Бернанос ( 1888 -1948)

В конце XIX- начале XX века развитие общества, культуры, науки и экономики привело европейского человека к новому состоянию и жизненному опыту, которого не было у его предшественников. После пережитого средневековья, войн, болезней, тиранов и прочих особенностей европейкой культуры, разуверившись в божественное начало человека и насытившись достижениями эпохи Возрождения с географическими открытиями человек стоял на пороге иного времени - Новейшего времени. Это время ознаменовало технический прогресс, гуманизм, общество потребления, массовую культуру и упадок влияния церкви.

Изменение человеческих ценностей под грузом прошлого породило разочарование человека в собственном существовании. Раньше человек находил истину в вере, в любви, в богатстве, в просвещении и саморазвитии, но жестокая правда вылезает наружу: смертного приговора никому не избежать. Таким образом, люди стали терять себя как личность и медленно, но верно приходить к выводу, что смысла нет.

Введение

Со времен первых цивилизаций, мыслители, религиозные адепты и различные философы говорили о человеческой природе и о социальных нормах как о руководстве к достойной жизни. Но идея непонимания значимости существования прослеживалась практически всегда. В трудах разных писателей был вопрос нужности жизни, но наиболее полно и глубоко это начали рассматривать философы экзистенциалисты.

Идея экзистенциализма (фр. existentialisme от лат. existentia — существование) заключается в том, что человек уникален, и его положение в мире важно и самоценно даже при столкновении с очевидностью смертельного исхода. Учения философии существования выдвигает жизнь человека с его проблемами и волнениями на первую позицию. А так же идея в экзистенциализме является представление о человеке не как о готовой, неизменной сущности, а как о процессе или проекте, который никогда не является завершенным. Согласно экзистенциализму сущность человека определяется тем, что он делает. Причем под «деланием» понимается не просто работа – ежедневная рутинная деятельность – а скорее те жизненно важные, порой критические ситуации, в которых человек оказывается и в которых он должен принимать всегда единственное решение, о котором, возможно, в будущем придется и пожалеть, но изменить и тем более отменить которое он уже никогда не сможет. Герой нашей прошлой статьи Ю. Эвола ввел две принципы человека в работе “Оседлать тигра”: Испытывай Себя и Будь Собой. В европейской культуре XX века основные нужды для выживания уже удовлетворены, поэтому проблема кризиса существования (экзистенциального кризиса) начала распространятся в западном обществе.

“…именно в обществе процветания наблюдаются наиболее обострённые формы современного экзистенциального кризиса. В качестве примера можно вспомнить вышеупомянутые движения новых поколений, в которых носителями бунта, отвращения и ярости являются не столько обездоленные и угнетенные люмпены, но вполне обеспеченные молодые люди, среди которых можно встретить даже детей миллионеров. Помимо прочего, показателен, например, статистически подтвержденный факт, согласно которому количество самоубийств в бедных странах нередко значительно ниже, чем в странах богатых, а значит, именно там люди наиболее остро переживают проблематичность жизни. Так называемое «белое отчаяние» может подстерегать и на финише общественно-экономического мессианства, как в одной пародии из музыкальной комедии об утопическом острове, где есть всё: «карты, женщины и виски», но постоянно возвращается чувство пустоты жизни, ощущение, что «чего-то всё же не хватает»...
Поэтому не может быть никакой — кроме как обратной — связи между смыслом жизни и экономическим достатком.” Ю. Эвола, Оседлать Тигра (1964)

Наибольшую популярность экзистенциальная философия и литература получили в 60-70-х годах прошлого столетия во время наибольшего экономического процветания.

В своих лекциях советский философ грузинского происхождения Мераб Мамардашвили, который лично знал Жана-Поля Сартра и не однократно спорил с ним, давал довольно интересную и нетривиальную трактовку этому философскому явлению:

Экзистенциализм — это не академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений (хотя и словопрений здесь много). Это скорее способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности. Они существенно отличаются от категорий, с которыми обычно приходится иметь дело при анализе готовых форм идеологии. Поэтому, кстати, для экзистенциализма оказался вполне подходящим универсальный язык искусства, которым он воспользовался для массового распространения своих идей и какого не знала, пожалуй, ни одна разновидность философии.(с) Мераб Мамардашвили

История

Тяжело назвать и выделить кого-то одного, как родоначальника течения экзистенциализма, предшественниками течения считаются и Сократ, и Б. Паскаль, и Ф. Ницше, но основоположником экзистенциализма был выдвинут Сёрен Обю Кьеркегор (1813-1855) датский религиозный философ, психолог и писатель. Кьеркегор утверждает, что человек — это синтез души и тела, синтез временного и вечного, но в основе этого синтеза положен дух. Карл Ясперс (1883-1969) в «Общей психопатологии» позже напишет, что Фрейд описал природу животных инстинктов человека, а Кьеркегор вернул человеку духовное измерение жизни. Кстати, Карл Ясперс и ввел первым понятие экзистенциальной философии в 1931 в работе «Духовная ситуация времени». Так же в похожем направлении работал идеалист Мартин Хайдеггер (1889-1976) со своим понятием Dasein, которую отождествляют с экзистенцией.

-2

При этом в России, во время первой мировой войны так же развиваются идеи экзистенциализма в работах Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова, которые опирались на работы Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского. Кстати, у Достоевского зачастую показан подлинный экзистенциальный кризис героев, как например Раскольников, доведенный до предела — сюртук его прохудился, семье отчаянно не хватает денег, будущее туманно. В моменте, когда он должен решить свою судьбу — убить или не убить, тварь ли я дрожащая иль право имею — сосредоточились все стороны его бытия.

Раз люди кончают самоубийством, значит, существует нечто, что хуже чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решётке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого. (с) С. Де Бовуар

Далее экзистенциальная философия находит отклик во время второй мировой войны и послевоенной Франции в лице А. Камю, Г. Марселя, С. Де Бовуар и Ж.-П. Сартра, особенно стоит упомянуть последнего. Жан – Поль Сартр (1905-1980) - философ, марксист, лауреат Нобелевской Премии по литературе в 1964 году от которой отказался, писатель и общественный деятель. Сартр является своего рода "лицом экзистенциализма". Сартр разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический. Религиозный носит символический, мифопоэтический характер (основные представители этого направления: К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, Ф. Достоевский и др.), а атеистический носит критический и нигилистический характер (основные представители этого философского течения: Ж-П Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер, С. Де Бовуар и др.) [источник]

-3

То есть экзистенциальную философию следует понимать, как философию бытия именно человека. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии.

Основные понятия и темы экзистенциальной философии

Философия экзистенциализма имеет ряд основных понятий, например, экзистенция (существование), эссенция (сущность) и свобода выбора. Предметы и животные не обладают свободой выбора, поскольку сразу обладают сущностью, а потом уже существованием (например, порода животных говорит о размерах и характере животного). Наиболее понятно эти термины объяснил Жан-Поль Сартр в своей лекции 1945 года «Экзистенциализм — это гуманизм» сделал смелое заявление:

“… Для людей существование предшествует сущности. Мы получаем во владение бытие, а затем выбираем, как быть. В этом отличие человека от стула, который задуман для определенной цели и изготавливается для достижения этой цели. Сущность стула уже известна, то есть сущность вещи предшествует её существованию. У стула уже есть некий «характер стула», которому он создан соответствовать… человек осужден быть свободным…”(с) Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм — это гуманизм», 1945 г.
-4

Еще одна из тем это - Пограничное состояние. Пограничное состояние – это ситуация, в которой человек почти смотрит смерти в лицо. В такие моменты личность прорывается наружу, и после острых, тяжело переносимых моментов, скрыться за повседневностью оказывается довольно трудным. Человек в пограничном состоянии (в отличие от человека в состоянии психоза) способен понимать реальность: опираться на здравый смысл, опыт, учитывать мнение других людей и проводить границу между объективным и субъективным. [источник]

“Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии (прим. рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого)”(с) С. Кьеркегор

Абсурд -это не менее важный термин в философии экзистенциализма. Это слово уже не звучит в негативе, напротив, приобретает яркую окраску. Абсурд в искусстве (например, театр абсурда) приводит к изобилию смыслов, а в экзистенциализме, напротив, подчеркивает бессмыслицу в жизни. В том же Эссе Камю «миф о Сизифе» абсурдность существования встает на первый план или многие романы Ф. Кафки являются так же ярким примером.

-5

Экзистенциальный страх (или тревога) — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы: людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. Источник боязни всегда определён. В случае со страхом, какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. В этой неопределённости и проявляется основное свойство страха, ощущение страха возникает без какой-либо видимой и определённой причины. [источник]

Отчуждение – это потеря смысла происходящего, личной заинтересованности, ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Сартр считал, что отчуждение является универсальным, оно распространяется на все классы общества, то есть отчуждение не является формой социального угнетения, оно является формой социальной патологии, характерной и неизбежной в условиях капитализма, с этим вопросом он часто дискутировал с участниками франкфуртской школы социологии.

-6

Любопытным образом подтверждение этой мысли можно найти в одном из тюремных писем Михаила Ходорковского, который жалуется, что, пока был крупнейшим российским собственником, он был рабом своей собственности. А когда государство у него все отняло, он наконец почувствовал себя свободным человеком.
Отличие Сартра от Ходорковского состоит в том, что французский философ предлагал раз и навсегда освободить всех буржуа от психологического груза, экспроприировав их капиталы в пользу народа. [
источник]

Философия экзистенциализма стала отображением XX века, помимо литературы она нашла отклик в психиатрии (экзистенциальная психология и психотерапия И. Ялома очень популярны) и культуре (кинематографии, музыке, поэзии). Дать однозначную оценку уникальности философского течения экзистенциализма невозможно: с одной стороны всё течение является следствием времени с учетом опыта прошлых мыслителей, а с другой философия стала самостоятельным модным течением, вот такая вот антиномия.

Статьи по теме:

Понять Сартра. Попытка #1. Семья

Франкфуртская школа социологии

Экзистенциализм в Русской литературе

Юлиус Эвола: рыцарь XX столетия

Русская тоска