Только что закончившуюся сагу украинских киноделов уже отругали все, кто только мог. Я этого делать не буду, а вместо этого опишу разнообразные сходства "Крепостной" с другими лентами. Тем более, таковых там, мягко скажем, немало.
Внимание: по ходу моего разбора могут попадаться спойлеры, так если вы не смотрели, но хотите - я предупредила.
Кратко резюмируя сам фильм, могу лишь, сказать, что драма получилась вполне себе "в стиле": авторы и актеры на должном уровне постарались, чтобы глаза у зрителя постоянно были на мокром месте, а на главную героиню (и не только) с каждой серией обрушивалось столько несчастий, что хватит, пожалуй, на несколько жизней вперед. Ну что поделаешь: законы жанра.
В какой-то из рецензий я видела претензию по поводу внешнего вида главной героини Катерины: мол, могли бы подобрать актрису и покрасивее. А то глянуть не на что, а по сюжету она прямо какая-то роковая женщина - в нее влюбляются все без разбору - кузнецы, паны, миллионеры и так далее. Причем - сразу и без оглядки - на второй день знакомства уже готовы и на "выкрасть вместе с забором", ну и на прочие, не менее занятные, безумства.
То ли дело Елена Корикова - возмущаются критики. Я же считаю, что актриса, исполняющая роль Катерины, достаточно красива. Только вот то ли с гримером у нее отношения не сложились (ну посмотрите внимательным взглядом, можно было бы поудачней "оформить" вид героини), то ли ей по роли "перебавили" страданий - постоянно мокрые глаза, сжатые губы, красные щеки никого не красят.
Кстати - вот вам и первая аллюзия: каждый первый критик считает своим долгом сравнить "Крепостную" с "Бедной Настей". Безусловно, у этих сериалов есть много схожестей: и там и там у нас "первую скрипку" играют красавицы - невольницы, которые воспитывались в господских покоях как родные дети, обучены модным в то время наукам: говорить на иностранных языках, играть на фортепиано и т. д. И почему-то им обеим никто не догадался вовремя дать вольную. И там и там есть обязательные фигуры: злобный управляющий и злая завистница (из тех же крепостных), которая всячески пакостит героине, которая, в свою очередь, ведет себя как ангел небесный.
В то же время Катерина, хотя и кажется воздушной, хрупкой и покорной, обладает весьма сильным характером, который демонстрирует в требующих того ситуациях. Причем, характер ее крепнет с каждой пережитой невзгодой. Чем не отсылка к диснеевской "Золушке" (2015, в гл. роли Лили Джеймс)?
Кстати, у "Золушки" и "Крепостной" ну очень много похожестей: встреча Кати и ее первого возлюбленного происходит в лесу, и она не знает, кто перед ней; со вторым возлюбленным она разговаривает тоже вполне в духе Эллы (таково имя Золушки в фильме) - в меру дерзко отстаивая свои позиции, что дополнительно "цепляет" обоих молодых людей; в любой ситуации ведет себя достойно барышни, не обращая внимания ни на злобные окрики в свою сторону, ни на зависть, ни на пакости.
"С Вами хорошо обращаются?" - спрашивает Золушку принц. - "Настолько, насколько способны", - с улыбкой отвечает его мудрая визави. Кажется, Катерина в похожей ситуации произнесла бы именно эти же слова.
Впрочем, и линии второстепенных персонажей то и дело пестрят отсылками к хорошо знакомым нам произведениям. Здесь есть и своя "Салтычиха" - барыня из соседского имения с ангельской внешностью, характер и выходки которой дадут фору самому изощренному психопату, и даже ... Мамушка из саги о Скарлетт. Да-да, в имении, где воспитали Катерину, есть немного вздорная и своенравная толстушка-кухарка с острым языком, у которой, тем не менее, болит сердце буквально о каждом обитателе усадьбы. Она сидит с больными, является поверенной сердечных дел Кати, и любит ее как собственную дочь. Она не боится дать отпор и злющему управляющему, и приласкать обиженного крепостного, какая бы беда с ним не случилась.
Кстати, об "Унесенных ветром": эпизод, где беременная пани падает с лестницы и теряет ребенка, откровенно говоря, "резанул" мне глаза (если вы помните, абсолютно то же самое произошло со Скарлетт). Ну неужели нельзя было как-то другому это обыграть - подумала я.
В общем, "Крепостная" - вполне неплохой сериал (хотя я такое не очень люблю, смотреть решила из чистого любопытства - а вдруг нам что-то новенькое и неизбитое приготовили - вот наивная!), хоть и типичное "мыло", сразу вспомнились бесконечные бразильские "Тропиканки" и "Рабыни Изауры" из детства.
Почему же я говорю, что он неплох? Ну, во-первых, всякое кино - на любителя, и я уверена, что в нашей стране нашлось немало тех, кто внимательно следил за злоключениями Катерины и с трепетом ждал очередной серии. Во-вторых, актеры играют на удивление здорово. Им веришь. Им сопереживаешь. Они симпатичны (за редким исключением). В-третьих, костюмеры постарались на славу - что ни платье - что у панов, что у крепостных - то просто произведение искусства, глаз не отвести. То же можно сказать и о менеджерах по локациям. Да и операторы потрудились усердно и на редкость удачно. Разве что к гримеру Катерины у меня остались некоторые вопросы - ну, я уже говорила об этом, так что оставим это на его совести. Вообще же сериал для меня оставил впечатление эдакой "сборной солянки" из других фильмов, хотя, пожалуй, обвинять его в плагиате я не буду.
А какие аллюзии и отсылки в этом сериале бросились в глаза вам, дорогие читатели? И как вам вообще "Крепостная"? Не знаю, буду ли смотреть продолжение, если оно выйдет, а вы?
Делитесь мыслями, пишите комментарии - буду очень рада узнать ваше мнение.
По традиции, желаю вам хороших выходных, и - смотрите хорошее кино!