Нас было четыре подруги. Учились в педучилище. Жили на квартире.
Из дому мы уехали , когда нам исполнилось по 15 лет, а Свете - 15 исполнилось только в декабре. Совсем ещё дети! Правда, себя мы детьми не считали, мы были взрослыми! Учились, получали стипендию, аж 30 рублей! И 3 рубля нам выплачивали за проживание на квартире. Итого 33 рубля. Хорошо, если из дома придет дотация, рублей 5.
Зина приехала из Украины, с Полтавы, а мы - из разных районов нашей области. Зинке приходилось несладко. Особенно трудно ей было с русским языком. Мы часто посмеивались над её акцентом. Она говорила: «Диколоном (одеколоном) помажь. Не фастай! (не хвастай)». А нам смешно.
Но Зина была девчонка упёртая, старательная. Училась неплохо.
На четвертом курсе, на практике, она познакомилась с парнем, племянником хозяйки, где Зина жила на квартире. Познакомилась и в мае мы гуляли на её свадьбе. Так и осталась Зина в России. Родились дети. Сначала сын, потом дочь. Несмотря на то, что окончила педагогическое училище, всю жизнь вместе с мужем проработала на железной дороге. Муж был машинист тепловоза, а она - диспетчер.
Муж скоропостижно скончался, не дожив до событий на Украине. А нашей Зине пришлось непросто. Братья не захотели с ней общаться, обвиняя и её и Россию в нападении на Украину. Бесполезно было им что-то доказывать.
Но прошло время, вроде бы все вошло в свою колею. С братьями общается, племянница приехала к ней, учится в институте.
По-разному сложились наши судьбы. Света после окончания училища по направлению поехала в поселок городского типа, где работала учительницей начальных классов. Вышла замуж. Родился сын, потом – дочь. На Светкину долю выпали испытания. У обоих детей выявились проблемы со слухом. Чтобы им помочь, нужно было их определить в специнтернат. А такое учебное заведение было на Украине, в Макеевке Донецкой области. Тогда был Союз, проблем не было, и Света с семьей переехала на Украину. Так Света оказалась на Украине. Работала в школе, потом – в ГороОно.
Когда развалился Союз, мыслей о переезде не было. Сын женился, жил в Киеве. У дочери тоже была семья. Жили они в Ясиноватой. В Макеевке у Светы была квартира, муж работал электриком.
Но и Свету не миновало горе. От рака горла умер Володя, муж. А тут вскоре начались события на Украине. Но Света пока никуда не собиралась уезжать.
В 2015 году вместе с семьей дочери поехала в Россию в отпуск к матери. Ей позвонили сватовья из Ясиноватой и сказали, что город бомбят, до Макеевки тоже доходят звуки обстрела, и лучше пока домой не возвращаться.
Пришлось моей подруге все начинать сначала. Устроилась в школу, сняли квартиру. Внучка пошла в первый класс, а внук – а пятый. Света живет с семьей дочери. Когда получили гражданство , купили квартиру, взяли ипотеку. А сына, который остался на Украине, чуть не призвали в армию, в АТО. А Женя - инвалид по слуху! Но все обошлось.
Вот так и складываются судьбы. Украинка оказалась в России, а русская более 30 лет прожила на Украине. И кому надо стало все разрушить?