Запаздываю с выкладкой поста. Думала о другой теме. Но сегодня не думается по-другому.
Когда с возрастом болит каждый день, но в разных местах – это хорошо, значит, жив, курилка. А если у человека за семьдесят болит одно и то же? Мамины походы к поликлиническим врачам ни к чему определённому не привели: «А что вы хотите в таком возрасте?» Всё в пределах нормы, связанной с возрастом.
Я, видимо, не самая удобная дочь: «Мама, если врачи не знают, объясняй, что ты хочешь КАЧЕСТВЕННОГО медицинского обслуживания».
Наши родители в эпоху глобального дефицита пользовались связями, доставали продукты и тряпочки, к примеру. Сегодня, увы, время дефицита профессионалов. Я нахально и давно пользуюсь своими рабочими связями в среде медиков. За родных и друзей просить ничуточки не стыдно. Мама прошла искомое обследование (частично даже бесплатное). Анализы из местной поликлиники разнились с анализами клиники, где работают думающие врачи. Нашли причину болей. Доктора сами договорились о консультации пациентки в онкоцентре.
Консультация была вчера, выписка из клиники, где шло обследование – сегодня. И паника, отчаянье, слёзы – сегодня по полной. Онколог взял стёкла на перепроверку, от этой перепроверки, скорее всего, будет зависеть тактика лечения. Доктор сказал, что возможна ЛЁГКАЯ химия. Повторная консультация назначена на вторник. (Тут уже точно – еду тоже).
Но сегодня… Сегодня мама мило поулыбалась докторам при выписке, кивнула, что причину дискомфорта нужно удалить – и готовиться к дачному сезону. Дома же началась паника:
- Это снова рак, если первый раз у меня не болело, теперь болит. Как я всё перенесу?
- Знаешь ли, никто ещё точно диагноз не поставил, больше склоняются к воспалению, - я пытаюсь призвать к логике. – Мам, ты же знаешь, простые смертные консультаций и лечения в диспансере подолгу ждут, а ты уже с готовыми документами стацинара, с консультацией завотделением онкодиспасера. Но даже если… Ты что, не боец? И мы же всё-таки не тянули, значит, ничего не запущено. Озвучь причины для мандража!
…Честно. Хочется прижать, как малышку, к себе. И расплакаться от жалости. К ней. Но – нельзя. В маме вдруг выключился боец. Она не слышит, и не понимает, что обстоятельства вообще-то на её стороне. Внешние раки (кожи, груди) проще диагностировать на ранней стадии, внутренние (желудка, кишечника) – гораздо сложнее, они коварнее. Тут же, в мамином случае, большие шансы, что до большой стадии – далековато. Как выключить страх? Как пережить неизвестность? Человек не управляем движением кнопки, но когда страхи начинают управлять нами – они много могут наворотить. Болезнь – это ведь не только телесный сбой, это – волнения нашей живой души, запечатленные на теле. Зачастую за раком стоят как раз загнанные в глубь обиды и страхи, начинающие агрессивно грызть изнутри. Возможно, в ответ на его агрессию нужно включать агрессию. Не на себя. Не на мир. На болячку! Но все ли могут воевать?
Агрессию обезоруживает… спокойствие. Поиски плюсов в любой ситуации. Тот же Андрей Павленко смог продержаться со своей фатальной стадией не только потому, что ему как раз было предоставлено как медику качественное медицинское обслуживание. Чудо в том, что он после операции жил активно потому, что принял для себя возможность, которую ему дала болезнь: изучать и исследовать течение рака и как доктору, и как пациенту.
Относительно недавно делала интервью с одним известным в Сибири учёным-естественником. Он меня удивил, назвав людей, мечтающих о быстрой и спонтанной смерти эгоистами. Вечно спеша и мечтая умереть быстро, мы не приводим в порядок наши дела. Перекладывая этот груз забот на оставшихся. Зная же, что болезнь грозит финалочкой, мы не откладываем в дальний ящик все незавершённости (например, решаем, как дальше будут жить наши животные). А самые отчаянные, узнав диагноз и стадию, даже умудряются прожить конечный отрезок жизни с кайфом. Съёздить туда, куда вечно не успевали доехать. Попробовать вредные, но вкусные блюда. Раскушать кайф свободы управления временем. Успеть попросить прощения у тех, кого обидели. Не стесняться говорить о любви тем, кого любим. Выбор открыт…
Я знаю, что через несколько дней у мамы будет определённость. И лечение пройдёт хорошо. И она не будет шифровать свои страхи, потому что за эти дни их больше не останется. Мы их удалим. И сможем понять самое главное: время и обстоятельства сработали на нас.
А как вы считаете: стоит ли выказывать жалость к человеку, который и так измучен неопределённостью? Ему же ещё очень потребуются силы… Или правда лучше - помочь найти эти самые обстоятельства, которые на его стороне? Страхи пройдут, мысли прояснятся.
Текст не перечитываю. И вообще, не уверена, надо ли было его выдавать вечером пятницы и вообще касаться этой темы. Но на многих из нас родители, которые понемногу превращаются в наших детей. Детей, которых хочется защитить от страхов.