...Изначально этот сериал планировал выйти на мировые экраны с приставкой «мини» и укомплектоваться в один сезон. Однако Риз Уизерспун и Николь Кидман так понравилось работать вместе, что они решили надолго не расходиться – и замутили продолжение. Первый сезон (2017 г.) основан на одноименном романе авторства Лианы Мориарти, а для второго (2019 г.) ею специально был написан рассказ, который и лег в основу сюжета. Я же со своей стороны попробую убедить вас посмотреть «Большую маленькую ложь», если вдруг вы еще ничего не слышали о «монтерейской пятерке».
Сезон первый
Актеры голливудского размаха. Молодая мать-одиночка Джейн (Шейлин Вудли) вместе с сыном переезжает в живописный приморский городок, основной контингент которого составляют преуспевающие богачи и богачки. Еще толком не распаковав чемоданов, она знакомится с двумя представительницами местных сливок общества – с энергичной активисткой Мадлен (Риз Уизерспун) и адвокатессой-домохозяйкой Селестой (Николь Кидман), каждая из которых на первый взгляд счастлива в замужестве. Спустя еще пару серий подружки становятся уже просто не разлей вода, тем более что дети всех трех ходят в один класс. Вскоре они начинают делиться друг с другом не только лаком для ногтей и рецептами приготовления пирогов, но и личными секретами. Секретами местами шокирующего и малоприятного характера…
Интрига детективного свойства. В первой серии зритель узнает, что на школьном стилизованном вечере было совершено убийство. Но до конца первого сезона нам так и не расскажут, кто убил, как убил и чего ради он собственно это сделал. Все последующие серии первого сезона будут подводить нас к ответам на эти вопросы, раскрывая подноготную браков Мадлен и Селесты и отбрасывая на них тень двух других историй – вредной бизнесвуманши Ренаты (Лора Дерн) и сексапильной йогини Бонни (Зои Кравиц) – второй супруги первого мужа Мадлен.
Картина мнимого благополучия. Сериал подкупает в первую очередь не красивыми пейзажами (хотя не без этого) и не разномастными женскими типажами (хотя и в этом ему не откажешь), а подноготной остро стоящей проблемы – насилие в семье. В фокусе внимания находятся также последствия и отголоски этого насилия + попытки с ним с правиться или ему противостоять. «Большая маленькая ложь» – это наглядная иллюстрация нездоровой созависимости в отношениях. А заодно – зарисовки о страхе общественного порицания, супружеских изменах и недопонимании между родителями и детьми.
Нюансы режиссерского виденья. Первому сезону очень повезло с режиссером – все 7 серий снял Жан-Марк Валле. Собственно, повезло даже дважды. Во-первых, потому что это был Валле, у которого в копилке сразу несколько серьезных драматических работ («Далласский клуб покупателей», «Дикая», «Разрушение»). А во-вторых, потому что все 7 серий оказались в одних руках, что послужило во благо их стилистическому единству. Да и вообще, если копать глубже, изначально Уизерспун и Кидман задумывали художественный фильм, и лишь потом проект разросся до масштабов сериала. Но в дальнейшем в интервью актрисы подчеркивали, что для них это именно фильм, длинной в 7 часов и потому раздробленный на части. Сценарист у первого сезона, как вы можете уже догадаться, тоже один – Дэвид Э. Келли, который выступил также в роли шоураннера.
Результат. За права на сериал воевали два гиганта – HBO и Netflix. В итоге «…Ложь» перепала спутниковой сети HBO, и по ее решению была продлена на второй сезон, поскольку первый собрал вагон хвалебных отзывов и тележку наград прицепом. Не вдаваясь в спойлеры и долгие объяснения, отмечу, что в продолжении не было острой необходимости. И я причисляю себя к сторонникам мнения о том, что второй сезон является лишь остаточной выжимкой из первого.
Сезон второй
Актеры. Уже известный всем каст разбавили участием Мэрил Стрип. Конечно, такая общепризнанная фигура в кинематографе привлекла к проекту дополнительное внимание, да и в кадре, пожалуй, затмила всех и вся, но проседание по остальным фронтам было слишком заметно. Интрига. К сожалению, интрига сошла на «нет». Про убийство нам все рассказали еще в первом сезоне. Осталось только переливать из пустого в порожнее, чем создатели сериала и увлеклись, заставляя героинь беспрерывно рефлексировать и пережевывать произошедшие события.
Картина мнимого благополучия в общем-то осталась той же, просто «монтерейская пятерка» сменила свои частные тайны на одну общую для всех (это я опять про убийство, ага), а вот режиссерское виденье перестроилось. Следующие 7 серий сняла Андреа Арнольд. Причем, тут случилось непонятное – по утверждениям инсайдеров, ей не дали никакого руководства относительно заданных стандартов («библии стиля») и даже не свели ее с Валле, который удалился снимать сериал «Острые предметы». Зато после того, как весь материал Андреа оказался на монтажном столе, Дэвид Э. Келли (сценарист и шоураннер – напоминаю) всплеснул руками и попросили Валле вернуться в проект и довести картинку до привычного состояния! Думаю, отчасти еще и поэтому второй сезон местами выглядит таким разномастным, словно лоскутное одеяло. Да и рассказа Мориарти, очевидно, не хватило, чтобы раскатать действо на очередные 7 серий.
Результат – второй сезон состоялся, а уж смотреть его или нет – дело ваше. Но в целом «Большая маленькая ложь» очень показательный продукт нашего времени, сделанный талантливыми людьми ради неравнодушного зрителя.
ПС. Другой социально настроенный сериал с Риз Уизерспун, в котором она блеснула в дуэте с Дженифер Энистон, – «Утреннее шоу», где отправной точкой сюжета становятся обвинения в харассменте.