Захотелось еще одну историю проявить о том, как разговаривает город. Писать тексты я учусь, ваши пожелания про книгу, чрезвычайно приятны, однако, мне проще говорить и я, кажется, поняла почему.
Так вот, еще разговаривает душа города с душой человека названиями улиц и переулков. Подчас запускает этими названиями процессы образования смыслов, которые становятся открытиями.
Недавно у меня так было. Иду я по Москве, по незнакомым местам. Надо сказать, что больше внимание внутри, чем снаружи, потому как только что вышла после классного массажа и «в теле такая приятная гибкость образовалась».
И тут, взгляд мой цепляется за название переулка. Нет, ну надо же так было назвать: «Последний переулок»! Для кого-то, возможно, он и правда стал последним, все бывает. Тут же, слегка тревожный внутренний родитель мой начинает сыпать лозунгами: «Оля! Будь осторожнее! Внимательнее! Осознаннее!». Что, собственно, возвращает меня из тела в ментальную и окружающую реальность, потому как я не только не собираюсь сгинуть в «Последнем переулке», но и поддаваться панике этой внутренней фигуры тоже не желаю. Объясняя ему (себе) попутно, что я взрослая и очень его люблю, и, честное слово, доверяю пути. Дальше смеюсь, но подмечаю, что параллельно событиям моей внутренней реальности уже сложился разговор с городом. И в нем я говорю слова благодарности и рассуждаю об ответе на вопрос, чем бы занимаясь я хотела бы встретить смерть. Не в конкретном смысле, а в метафорическом. В психологических кругах этот вопрос задают, чтоб достать искренний ответ о чем-то своем и важном, например, о своем деле. Деятельности, которую я готова делать, даже если прямо за этим занятием придется умереть.
А дальше у меня возникает картинка (включилось образное послание из бессознательного, активное воображение, «сновИдение наяву»): какой-то средневековый город, площадь, на ней ярмарка, но больше всего народа толпится возле сценических подмостков, сколоченных наспех. На них – представление, а кругом запах свежей стружки, лошадей, еды, говна всякого, ведь совсем рядом стоят потрепанные кибитки актеров. Но это не заметно, потому что на сцене происходит чудо. И даже не театральное чудо - это сплошная импровизация.
Ну да, лет 500 тому назад, такого театра, как мы привыкли сейчас видеть, не было. В Европе, в частности, в Италии, была комедия Дель-Арте. Всем известные фигуры Арлекина, Пьеро, Буратино, Коломбины, Мирандолины, Бригелло, Труфальдино, господ, слуг и служанок, как раз оттуда. Комедия Дель-Арте вдохновила потом многих авторов на создание пьес, сказок и романов. Тот же наш Алексей Толстой с «Приключениями Буратино», и, написавший «Пиноккио» Карло Коллоди, и Уильям Шекспир, и Карло Гольдони. Но! Все они были гораздо позже и заранее творили сюжет, вдохновляясь масками (архетипами) комедии Дель-Арте. Последующие постановки написанного уже не были чистой импровизацией, были лишь воспроизведением известного заранее сюжета.
А средневековые актеры Дель-Арте обладали не просто мастерством актерской игры. Они могли становиться живой совестью того места, в которое попадали. Из состояния «здесь и сейчас» у них рождалось мистериальное представление, в котором они сами не знали, что будет с персонажами дальше. Всем управлял не режиссер, а госпожа Игра и зрители с удивлением узнавали: городского главу, судью, доктора, молодых влюбленных из богатых семей, бунтарей, слуг и до боли известные им городские истории с местными страстями и смыслами. Волшебством казалось то, что это показывают только что приехавшие в город незнакомцы. То есть, родившийся сюжет был для зрителей и про зрителей буквально. Актерское мастерство средних веков требовало от актеров интуитивного видения, умения быть чистым проводником-оракулом, чтобы вывести из коллективного бессознательного то, чему пришло время стать проявленным. Поэтому их так боялись те, кому было что скрывать. Кожаные маски актеры надевали, чтоб отсоединиться от личности актера и проводить архетип. Ну, и чтоб не узнали кто. Понятно, что не любое представление было таким искусным – постепенно шла деградация комедии Дель-Арте. Появились букеты сюжетов, успешные сценарии, которые «точно прокатят», режиссура – рождался театр, в котором тоже много хорошего и прекрасного.
Мои рассуждения в этом разговоре с городом о комедии Дель-Арте прежде всего имеют отношение к моим задачам: я нашла метафору той профессиональной деятельности, которой я готова заниматься с удовольствием до самой смерти. И это моя психологическая практика. В ней я слушаю, настраиваюсь, состраиваюсь - и иногда говорю. И я говорю совсем разное всем моим клиентам, потому что все они уникально разные, хоть и есть общее архетипическое. Это словно мистерия каждый раз. Не всегда комедия, иногда драма, иногда фарс. У меня нет окончательно готовых сценариев и шаблонов, ни для консультаций, ни для психотерапевтических групп – все по ситуации. Есть сценарии обучающих тренингов, но когда на них начинается практика – это опять мистерия. Есть правила для игр, и для прогулок – однако поле игры и расклад архетипов для каждой группы всегда новый. Больше того, даже прогулки по одному и тому же маршруту с заданной темой каждый раз получаются разными. Ну, и мой внутренний балаган-театр постоянно развивается.
#москвалюблютебя #прогулкипоМоскве