Приветствую Вас дорогие мои читатели и подписчики! Давненько уж очень я ничего не писал здесь на своём канале "Заповедная магистраль". На то были очень серьёзные причины и жизненные обстоятельства. Настало время выйти из андеграунда и заново включиться в привычный ритм жизни. Спасибо за терпение и за то что не покидаете меня!
Итак, начнём. Многие из вас думаю хотя бы иногда обращали своё внимание на необычные цветные метки, нанесённые краской бандажи колёсной пары локомотива. Тут сразу же возникает вопрос: "А что такое бандаж?"
Бандаж - это сменный элемент колёсной пары локомотива, который напрессовывается на колёсный центр. Он представляет собой кольцо, специального сечения - для каждого локомотива существует определённый профиль обточки.
Хочу здесь особо подчеркнуть, что бандаж является сменным элементом колёсной пары именно локомотива (неважно тепловоз это или электровоз), а не вагонов, поскольку последние имеют цельнокатанные колёсные пары не имеющие бандажей, поверхность катания которых правильней всего будет называть ободом.
Продолжим. На бандажах колёсных пар абсолютно всех локомотивов можно заметить нанесённые краской специальные красные метки (если они не перекрываются взгляду элементами рессорного подвешивания или рамой тележки локомотива, оставаясь в зоне видимости). Сам бандаж окрашивается в белый цвет.
От состояния бандажа во многом зависит безопасность движения на железной дороге, поэтому оно всегда должно контролироваться, в том числе с помощью данных красных меток.
Существует такое понятие как сдвиг бандажа относительно колёсного центра. Так вот именно для контроля за сдвигом бандажа, после его посадки на обод, на наружных гранях бандажа и наносят контрольные красные метки на одной прямой по радиусу колеса.
На наружную грань бандажа по кернению в 4-5 точек наносится краской полоса красного цвета, а на колёсный центр по риске - полоса эмалью белого цвета. При приёмке локомотива и в пути следования машинист должен всегда обращать внимание на данные метки, тем самым контролируя положение бандажа.
На бандажах с упрочнёнными гребнями наносится зелёная полоса шириной 10 мм на всю толщину бандажа с левой стороны от красной полосы при расположении контрольных полос в зоне контакта бандажа с рельсом.
Аналогичным образом могут рядом наносится с левой стороны от красной полосы и синие, означающие что бандаж колёсной пары имеет так называемый профиль ДМеТИ вагонного типа. Такие метки я неоднократно встречал на пассажирских тепловозах серии ТЭП70.
А иногда можно увидеть даже и вот такие вариации их сочетания.
Помимо указанных меток существуют ещё и жёлтые метки, означающие что бандаж имеет наплавленный гребень. К сожалению фото с жёлтой меткой я не нашёл ни в своём фотоархиве, ни в сети, так что прошу поверить здесь мне на слово.
Однажды приходилось мне ещё наблюдать как то на тепловозе 2ТЭ116 две чёрные метки нанесённые на бандаж. Но что они обозначают, даже для меня пока не известно. Читающих коллег и профессионалов прошу по возможности дать ответ в комментариях.
Все эти метки как вы уже поняли дают определённую информацию для машиниста локомотива, в обязанности которого и входит строго следить со состоянием экипажной части локомотива, начиная от момента его приёмки и до сдачи.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!