Известная теорема социолога Уильяма Айзека Томаса гласит «Если люди считают ситуации реальными, они оказываются реальными по последствиям». Скажем, человек тревожиться из-за мнения окружающих его людей. Ему почему-то кажется, что другие настроены к нему враждебно. Из-за этого он начинает моделировать свое поведение таким образом, чтобы всем понравиться, кому-то услужить, быть душой компании. Ведет он себя при этом нарочито и навязчиво. Какое отношение он может получить в ответ на свою назойливость? Вряд ли дружеское. Вот и получается: «думаем», что про нас думают другие, верим своим мыслям, пытаемся что-то изображать, а в итоге получаем надуманное наяву.
Такого рода искажения происходят из-за существования у нас иллюзии собственной «личности», собственного «Я». В нашей голове к собственному «Я» привязаны свойства, ценности, принципы, которые мешают нам смотреть на ту или иную ситуацию, или человека по-новому. Мы тревожимся, что могут сказать о нас «хороших», «умных», «амбициозных» окружающие люди. Наши убеждения по поводу самих себя кажутся истиной в первой инстанции. Происходит сосредоточение внимание на своей персоне, а не на окружающей реальности, людях, и фактах.
Однако мы даже не всегда отдаем себе отчет в том, как ловко меняется наше поведение в разных ситуациях. Вспомните притчу о добром самаритянине, тюремный эксперимент Зимбардо, или эксперименты Милгрэма. При таком раскладе сложно говорить о существовании какой-то целостной личности с неизменными принципами. Скорее мы имеем дело с набором часто противоречивых ролей, которые накладывает на нас ситуация.
Человек воспроизводит для каждой ситуации или человека — «роль». Занятно здесь то, что вы и ваш визави тоже воспринимаете эту «роль» по-своему, исходя из убеждений, прошлого опыта и еще массы других факторов. Таким образом, мы думаем, что объективно понимаем другого, но это всего лишь автоматизмы нашего мозга для экономии ресурсов.
Проблема усугубляется тем, что за каждой нашей «личностью» стоит определенная история — «нарратив». Этот нарратив привычно производит наша дефолт система мозга (ДСМ). Для нашего мозга в буквальном смысле важно, чтобы вокруг было все понятно и разборчиво, он не терпит неопределенности. Поэтому раз за разом наша ДСМ выдает привычные паттерны и модели, объясняющие, как и собственное поведение, так и поведение другого человека. Эти объяснительные модели строятся из случайных элементов, которые попадают в нашу дефолт систему мозга и для нас выглядят вполне логичными и работающими.
«Я» — это история, которую рассказывает нам мозг, отнимая у мышления возможность видеть факты. В результате мы имеем обманчивые убеждения по поводу самих себя и других, не видим реального положения дел, мотивов другого человека. А самое главное получаем разочарование и не самые крепкие отношения с окружающими.
Умение дистанцироваться от «Я», навык «вылавливания» себя из привычного способа думать о других людях позволяют иметь качественно другие отношения.
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.