Относительно Тибета до его вхождения в состав КНР существуют два мнения. Одни считают, что без китайских коммунистов там существовала волшебная страна с мистиками и магами, сплошь мудрыми и добрыми. Другие утверждают, будто Нагорье оставалось заповедником мрака, жестокости и рабовладения.
В поисковиках нетрудно по запросу "Пытки в Тибете" найти ЖЖшный пост (серию однотипных?) об этих ужасах. Но вот некто Сергей Мартинович выложил на ВК статью из журнала "Китай", номер 10 за 1959 год. Она интересна и сама по себе, и комментариями, воспоследовавшими в контакте после публикации.
Что на это можно сказать?
- Если журнал "Китай" в 1959-м году выходил ежемесячно, то десятый номер увидел свет в октябре, через полгода после подавления восстания во Лхасе. Однако текст в основном посвящён мятежу в районе Камба в 1955. Фотографии тоже оттуда.
- Что это за район? Это Кхам, или Кам, Восточный Тибет. Он, в общем-то никогда полностью не находился под контролем Лхасы, а конкретно Ганьцзы, Литанг и Синьлун в период Республики входили в состав провинции Сикан.
Не будем сейчас углубляться, но говорить о какой-то единой "тибетской верхушке" просто неправильно, тем более, что среди неё в даже во Лхасе было немало сторонников красного Китая.
- Разберёмся теперь со временем мятежа. Благо в тексте есть интересное указание. "Летом 1955 года тибетские предатели Соркан Ванцингэлэ, Чизян Лосанъиси и другие сопровождали Далай-ламу в Пекин на сессию Всекитайского собрания народных представителей.
На обратном пути, проезжая провинцию Сычуань, они подстрекали реакционеров на мятеж".
- С 5 по 30 июля 1955 г. прошла 2-я сессия ВСНП первого созыва, делегаты которой согласились с решением об упразднении провинции Сикан и включении всех земель к востоку от р. Цзиньшацзян (Янцзы) в состав провинции Сычуань, а в западной части Кхама - сформировать округ Чамдо (который позже передадут Тибетскому автономному району).
Не исключено, что Соркан Ванцингэлэ, Чизян Лосанъиси и другие были местными аристократами, каждый из которых попробовал защитить свой удел от грядущих административных преобразований. Другими словами действительно имела место реакция консерваторов на решения ВСНП.
Утверждать этого пока не могу, но в общем, восстания (или мятежи, как кому больше нравится) 1955 и 1959 гг. это разные, хотя и взаимосвязанные события. И зачем журнал "Китай", осуждая события 59-го года, приводит фактуру из 55-го не очень понятно.
Ну да ладно, допустим, что аристократы-реакционеры затеяли мятеж, специально чтобы творить зло. Разберём фотографии, приложенные к заметке.
Сначала вот какой пример, неоднократно уже разоблачавшийся.
Итак, партизанская война, изолированные за сотни километров друг от друга мятежники противостоят огромной Народно-Освободительной армии. И внезапно решают... украсить черепа своих врагов серебряной чеканкой! Не странно ли?
А вот капала - ритуальная чаша из черепа, вещь тоже странная, но известная в тибетском буддизме. Череп случайного убиенного человека для её изготовления не годится, а вот останки видного религиозного подвижника вполне подходят. Как раз в монастырях капалы могли быть накоплены во множестве за долгие годы безо всякой связи с восстанием.
Конечно, вдруг мятежники по каким-то причинам решили сделать лжекапалу и, например, чай из неё пить в своих лагерях. Но это как раз нужно доказать, тем паче, что в 1955-м вполне реально было узнать, что такому-то человеку отрезали голову, например за то, что коммунистов поддерживал, и поэтому-то (почему вообще?!?!) сделали ритуальную чашу.
Сюда же и вот этот снимок
Человеческую кожу держали по монастырям и кое-где до сих пор хранят. Но это также отдалённый аналог мощей, встречающихся у христиан. Нужно узнать и как-то подтвердить леденящую кровь историю тибетского мальчика из Ганьцзы, иначе данный артефакт смотрится просто как предмет культа.
Тут, помимо орудий пыток, например, есть ещё кандалы. Ложка в этом сюжете самое интересное - запомним её на будущее.
Зверства в уезде Синьлун вообще выглядят самыми правдоподобными (как то же власти насчитали, что подвергшихся пыткам было именно 138, а формат заметки не позволял раскрыть этот момент подробнее). Но Синьлун находится как раз между очагами восстания, Литаном и Дацзиньсы.
Имели там место распоряжения реакционеров из верхушки или агрессия снизу по собственной инициативе - так и не скажешь.
Жаль женщину. Но изнасилования - гнусность, которая часто сопутствует вооружённым конфликтам по всему миру. А порою случаются и в гражданской жизни без войны/мятежа. Среди обвинений повстанцам надругательство над женщиной смотрится органично, но подтверждает ли оно факт повсеместных пыток или особого злодейства тибетского руководства? Как-то не очень.
Этот сюжет периодически встречается (помните ложку из уезда Синьлун?) Однако даже из других публикаций, в том числе китайских, следует, что ослепление применялось как наказание. И оно настигало не то чтоб совсем безвинных людей.
С фактурой закончили. Перейдём к комментариям.
"очень интересно, что во многих странах людям нравится Далай Лама. Сумасшедший мир"
При чём тут вообще Далай-лама? Он не политической, ни особой духовной власти над Кхамом не имел. Конечно, он - верховный лама школы Гелуг, к которой относились и восставшие монастыри. Однако те обладали весьма широкой автономией во всём не касающемся культа. Был ли Далай-лама коренным ламой мятежников, давал ли он лично им буддийское прибежище и оставил ли для них поучения - неизвестно.
Более того, в самом тексте статьи Далай-лама упоминается лишь единожды и то в нейтральном ключе: как человек, ехавший в Пекин на сессию ВСНП, пусть и в плохой компании.
Очевидно в конце 1959-го даже китайская пропаганда не стремилась его демонизировать.
Справедливости ради скажем, что во Лхасе тюрьма с пытками всё же была. Чуть ли не в подземельях Поталы находится тюрьма "Сюэчэн", одна из двух крупнейших в Старом Тибете. Там тоже практиковалось всякое, и в мрачные застенки водят, например, школьников, показать им страшное житьё-бытьё при старом режиме.
В эмиграции согласны, что тюрьмы с кандалами и пытками были, но накануне прихода китайцев там содержалось в общей сложности то ли 12, то ли 15 человек - всё за политику, и простому человеку, тем более "крепостному рабу" попасть туда было непросто.
Тут, конечно, к Далай-ламам есть вопросы. Для светского правителя дюжина политзаключённых это совсем немного, но ведь администрация Лхасы управлялась духовным лидером и поборником ненасилия. Для такого даже одно живое существо под пытками это перебор. Так что китайцы, низвергнув Далай-ламу с руководящих должностей, лишили иерарха и несвойственных функций, что, безусловно, хорошо.
"До 1959 года здесь существовало рабство, широко применялись пытки, вырывание глаз, снимание кожи, существовало производство "сувениров" из костей убитых рабов и крепостных".
Собственно, в тексте самой китайской статьи речь шла лишь о вспышке насилия в ходе вооружённого мятежа, а не о распространённой повседневной практике. Ещё и "сувениры" из костей убитых рабов и крепостных"- вздор какой:)
Отношение к человеческим останкам в тибетской культуре вообще легко шокирует человека стороннего. Но тот же обряд "небесного погребения", когда тело покойника разрубается на части и скармливания грифа, практикуется и поныне, при китайцах и коммунизме. В хранении черепов, кож и т.д. нет связи ни с пытками, ни с политическим режимом.
"Ежегодно 28 марта в Тибетском автономном районе КНР на государственном уровне празднуется «День освобождения тибетцев от крепостного рабства»".
Действительно отмечается, но не так, чтобы крепостные после ухода Далай-ламы в Индию оторвались от сохи и принялись праздновать. Дата торжества была установлена совсем недавно - только в 2009-м году.
Вообще "крепостное рабство" весьма интересный оборот. Согласно пятичленной схеме исторического материализма должно быть или рабовладение или феодализм с крепостными. Да и к ханьским областям КНР этот термин вроде бы не применяется. Будет о чём написать 28 марта.
Так что обе крайности неправильны. Тибет не был волшебным и идеальным, но вместе с тем и особенной жестокости там не водилось. При всей неоднозначности Далай-ламы выбирать грязь из тёмного прошлого тоже нужно с осторожностью.
Придерживаясь Срединного пути, продолжу писать о тех событиях, так что, как говорится, оставайтесь с нами
Вот ещё есть тексты по ситуации вокруг Тибета и его истории
Реинкарнация Далай-ламы и тайный план Пекина
"Исчезнувший Панчен" устроился на работу?
Бодхисаттва, вступивший в Компартию