Найти в Дзене
Выводы на чистоту

Кто спасет Байкал?

Вокруг рекультивации отходов ОАО БЦБК разворачиваются настоящие бои. Череда отставок покровителей ГК «ГазЭнергоСтрой» Сергея Чернина пока не очень помогла «Росгеологии», которая с 2017 года тянула волынку при полном содействии правительства Иркутской области. Интересы Чернина лоббировал наш любимый бывший замминистра природных ресурсов Владимир Логинов и его покровитель бывший вице-премьер Сергей Гордеев. Министру Кобылкину, кстати, в уши дули сразу с трех сторон: помимо Логинова и Гордеева за г-на Чернина вписалась сенатор от Ямала Елена Зленко, которая прекрасно знакома с Кобылиным еще со времен его губернаторства в ЯНАО. В итоге все сложилось идеально для Сергея Чернина, который в этой ситуации (как, впрочем и ранее в закупках с «Черной дырой» и «Белым морем») проявил себя как профессиональный престидижитатор. Ловкость рук и никакого мошенничества. АО «Росгео» удивительным образом прохлопала ушами два года и сыграла в собственные ворота - теперь же исками к иркутскому правитель

Вокруг рекультивации отходов ОАО БЦБК разворачиваются настоящие бои. Череда отставок покровителей ГК «ГазЭнергоСтрой» Сергея Чернина пока не очень помогла «Росгеологии», которая с 2017 года тянула волынку при полном содействии правительства Иркутской области.

Интересы Чернина лоббировал наш любимый бывший замминистра природных ресурсов Владимир Логинов и его покровитель бывший вице-премьер Сергей Гордеев.

Министру Кобылкину, кстати, в уши дули сразу с трех сторон: помимо Логинова и Гордеева за г-на Чернина вписалась сенатор от Ямала Елена Зленко, которая прекрасно знакома с Кобылиным еще со времен его губернаторства в ЯНАО.

В итоге все сложилось идеально для Сергея Чернина, который в этой ситуации (как, впрочем и ранее в закупках с «Черной дырой» и «Белым морем») проявил себя как профессиональный престидижитатор. Ловкость рук и никакого мошенничества.

АО «Росгео» удивительным образом прохлопала ушами два года и сыграла в собственные ворота - теперь же исками к иркутскому правительству пытается исправить ситуацию, но, похоже, дело зашло уже слишком далеко.

Вот как выглядит эта грязная история: в 2017 году правительство РФ назначает «Росгеологию» единственным исполнителем работ по ликвидации последствий негативного воздействия отходов Байкальского ЦБК. «Росгеология» заключает договор с минприроды Иркутской области на выполнение этих работ. Проектная документация одобрена Росприроднадзором и рассчитана до 2020 года.

Сразу после подписания контракта начинается любимая российская чиновничья забава «игра на волынке». Договор подписан 22 декабря, но документацию в «Росгеологию» иркутские чиновники передали только 19 января - месяц потерян. Комиссия на проверку очистных сооружений БЦБК вышла только 5 марта 2018 года, и - о ужас! - обнаружила, что с 2013 года там кое-что изменилось, поэтому сейчас изначальное состояние сооружений вообще не соответствует проекту.

Работы начинать нельзя. Но официальное уведомление об этом «Росгеология» направляет иркутским чиновникам только 26 марта. Минус три месяца. До конца июля государственная машина вяло шевелит ложноножками - «Росгео» и иркутское Минприроды думают, что делать, тк в иркутском бюджете денег на корректировку проекта нет.

В итоге «Росгеология» берет эти расходы на себя и находит субподрядчика - ООО «ВЭБ Инжиниринг» (тоже прекрасная компания), а с региональным Минприроды в октябре (!) подписывает допсоглашение о приостановке работ до завершения корректировки проекта.

у«ВЭБ Инжиниринг» свою часть работы сделало, и в марте 2019 (!) года результаты инженерных изысканий «Росгеология» отправила иркутским чиновникам. Те, похоже, так офигели, что до сих пор думают, что на это ответить.

Фактически с 2019 года иркутское правительство аккуратно тормозило «Росгео» - а те и сами не особенно горели желанием что-то делать. Так, иркутское Минприроды не дало ответ на несколько вопросов подрядчика: что делать с неучтенными в проектной документации отходами - осадком черного щелока, как предполагается использовать территорию после рекультивации и ликвидации гидротехнических сооружений, и каким образом осуществить присоединение к сетям для начала работ - нужно было как минимум электричество и вода.

Летом причина тягомотины стала понятна: проект с БЦБК на 6 млрд рублей приглянулся Сергею Чернину и его «ГазЭнергоСтрою» (с бенефициарами в оффшорах, разумеется).

За Чернина выступили не только Логинов, Гордеев и сенатор Зленко, но и «красный» губернатор Левченко. Дошло до того, что фирма Чернина, не имеющая в ситуации с БЦБК вообще никакого статуса, уже вышла на площадку и начала работы. Еще раз: совершенно «левая» компания, без проекта и без экологической экспертизы полезла копаться в опасных отходах, которые могут устроить Байкалу и всему миру такую катастрофу, что мало никому не покажется.

Но в этой дикой ситуации «Росгеологию» интересует не дичайшее нарушение всех мыслимых законов, а собственные интересы - «ВЭБ Инжиниринг» свои деньги за изыскания получил, но возмещать их «Росгеологии» никто не собирается. Кроме того, упускать шестимиллиардный проект Сергей Горьков тоже не хочет. В итоге - иски в суд с требованием признать незаконным бездействие иркутского Минприроды. Первое заседание Иркутским Арбитражем назначено на 4 марта.

По данным на конец декабря Чернин не присылал в Минприроды материалы технических решений и технологий для ликвидации отходов БЦБК. То есть как он предполагает это делать - неизвестно, хотя работы по монтажу оборудования уже начались.

И несколько любопытных подробностей из биографии г-на Чернина: его докторскую диссертацию не видел никто, обязательного экземпляра, как и автореферата, в РГБ нет. Удивительная история.

В 2016 году Чернин возглавлял комиссию по экологии Общественной палаты РФ. Под его чутким руководством комиссия рекомендовала отдать его же компании «ГазЭнергоСтрой» контракт на 4,1 млрд рублей (в ценах 2012 года) на ликвидацию свалки промышленных отходов "Черная дыра", шламонакопителя "Белое море" и полигона ТБО "Игумново». В итоге контракт в ловких руках Чернина вырос до 7 млрд рублей.

Байкальские экологи четко заявили, что ликвидация отходов БЦБК путем термолиза (технология, предложенная Черниным) ведет к экологической катастрофе.

Основной аргумент Чернина и его покровителей - у компании уже есть опыт подобной работы, в Нижегородской области на «Черной дыре» и «Белом море». С таким же успехом можно говорить, что у вокзального бомжа есть большой опыт туристических путешествий.

Во-первых, рекультивация этих объектов по плану должна завершиться только весной 2020 года.

Во-вторых, у нижегородских экологов накопился вагон вопросов к Чернину, ответов на которые они не получают.

В третьих, надзора за ходом рекультивации (на 7 млрд рублей, на минуточку) просто нет.

Именно об этом и напоминала Минприроды глава РПН Светлана Радионова, когда предлагала установить контроль на всех этапах работы. Иначе результат будет таким же, как с подмосковным полигоном «Кучино», где рекультивация по документам завершена, одно дела на свалке стали еще хуже, чем были до прихода туда австрийского «Экокома», и что теперь делать с этой истекающей ручьями вонючего фильтрата помойкой - вообще непонятно.

Так что на Байкале назревает реальная катастрофа, похлеще истории с китайским заводом по розливу воды. Госчиновники почему-то молчат. Похоже, опять пора вмешиваться единственному реально работающему на защиту Байкала «политическому институту» - стилисту Сергею Звереву.