Найти тему
love: кино

Что-то не так с Кевином...

Оглавление

Какова цена «нелюбви»?

2011

США, Великобритания, Линн Рэмси

Драма

Как мы становимся теми, кем являемся сейчас? Что это, природа или воспитание? А может быть и то, и другое? Об этом размышляет режиссёр фильма «Что-то не так с Кевином».

ПРЕДЫСТОРИЯ

В 2011 году на экраны вышел фильм режиссера Линн Рэмси «Что-то не так с Кевином», снятый по одноименному роману американской писательницы Лайонел Шрайвер. На Каннском фестивале картина удостоилась десяти минут аплодисментов стоя.

Актеры фильма на Каннском фестивале.
Актеры фильма на Каннском фестивале.

ЭКРАНИЗАЦИЯ РОМАНА

В фильме одновременно развиваются две линии: жизнь Евы (Тильда Суинтон) сейчас и жизнь её семьи до того, как Кевин (Эзра Миллер, Джаспер Ньюэлл, Рок Дьюр) совершил преступление и попал в тюрьму. Выбор такого формата рассказа истории не случаен: роман, который лежит в основе сюжета, написан в форме писем Евы к мужу (эпистолярный роман). Казалось бы, книга не подлежит экранизации. Однако режиссеру удается преобразить «исповедь матери» в нечто более кинематографичное. Две параллельно развивающиеся линии к концу фильма сливаются в одну трагическую кульминацию, раскрывающую, наконец, все карты, а именно, что же сделал Кевин.

Актеры фильма.
Актеры фильма.

НА «ДО» И «ПОСЛЕ»

Фильм по праву можно назвать взглядом из настоящего в прошлое. Сейчас Ева объект всеобщей ненависти: ей бьют лицо на улице, обливают краской дом, разбивают пачку яиц в супермаркете. Она абсолютно одна, на лицо явные признаки депрессии и апатии: каждый вечер она проводит с бутылкой вина, погруженная в свои размышления о прошлом. О том прошлом, когда она была успешной, свободолюбивой женщиной. У нее было все: любящий муж, любимое дело, мечты и грандиозные планы, пока идиллию не нарушило рождение первого ребенка, к которому Ева была вовсе не готова… Рождению которого она буквально сопротивлялась.

Актеры фильма.
Актеры фильма.

МИНУС НА МИНУС НЕ ДАЁТ ПЛЮС

В фильме режиссёр не раз делает акцент на том, что Кевин — отражение своей матери. Завораживающий взгляд исподлобья, позы, социопатия… Все эти черты объединяют главных героев и в то же время не дают им стать ближе.

Тильда Суинтон и Джаспер Ньюэлл в ролях Евы и Кевина.
Тильда Суинтон и Джаспер Ньюэлл в ролях Евы и Кевина.

Режиссёру удается передать сходство героев тщательно выстроенными кадрами. Более того, фильм красочен и поразительно красив. Режиссёр играет с восприятием зрителей: звуковое сопровождение и монтаж помогают сделать обыденные домашние сцены ужасающими, а омерзительные и пугающие кадры, наоборот, привлекательными.

Тильда Суинтон в роли Евы.
Тильда Суинтон в роли Евы.

КТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

Несмотря на то, что главным событием в фильме все же остается преступление Кевина, главный герой фильма — Ева. Тильда Суинтон с её необычной внешностью и безупречной актерской игрой предстает настолько многогранной и глубокой в этой роли, что Кевин становится второстепенным антигероем. Удивительно точно удается режиссёру подобрать актеров на роль Кевина в разном возрасте. И трехлетний Кевин (Рок Дьюр), и восьмилетний Кевин (Джаспер Ньюэлл), и Кевин-подросток (Эзра Миллер) — в фильме все они убедительно хладнокровные социопатичные мучители своей же матери.

Тильда Суинтон в роли Евы и Эзра Миллер, Джаспер Ньюэлл и Рок Дьюр в роли Кевина в разные годы жизни.
Тильда Суинтон в роли Евы и Эзра Миллер, Джаспер Ньюэлл и Рок Дьюр в роли Кевина в разные годы жизни.

ЧЕХОВСКОЕ РУЖЬЕ

По мнению русского драматурга А.П.Чехова: «Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его.» Каждая деталь в фильме Рэмси становится значимой, а принцип «чеховского ружья» воплощен в арбалете Робин Гуда.

Эзра Миллер в роли Кевина.
Эзра Миллер в роли Кевина.

АНТУРАЖ

На первый взгляд визуальный ряд в фильме Рэмси достаточно скромен: пустые пространства, незаполненные кадры. Однако именно поэтому случайных деталей в фильме нет: каждая о чем-то говорит. Самый яркий мотив – красный цвет.

  • Красный цвет — будучи поклонницей Николаса Роуга, Рэмси перенимает у него подход к работе с цветом. В триллере «А теперь не смотри» (1973, Роуг) красный цвет становится символом гибели ребёнка. Рэмси же делает красный цвет символом убийства, крови, от которой пытается отмыться Ева. Красный возникает в начале фильма, когда героиня развлекается на фестивале томатов в Испании, и далее: красный мяч, красное вино, красная краска… От избытка красного цвета, который в самом начале фильма ассоциируется с жизненной энергией, зрителям становится понятно, что этот цвет может также быть символом агрессии, страха и насилия.
Тильда Суинтон в роли Евы.
Тильда Суинтон в роли Евы.

НЕЛЮБОВЬ

Всю свою сознательную жизнь Кевин пытался заставить свою мать полюбить себя. Однако в силу склада своего характера и сложности душевной организации Ева не могла любить сына искренно и нежно, как обычно любят матери своих сыновей. Тогда Кевин старался обращать на себя внимание другими способами: он буквально манипулировал матерью, вызывая в ней чувство вины за невозможность его любить. Трагичный финал фильма — апофеоз борьбы двух сильных схожих характеров. Ева обнимает Кевина так, как он бы этого хотел всю свою жизнь, именно поэтому герой больше не может ответить на вопрос, почему он совершил преступление.