Анализируя совокупность путинских поправок к Конституции, можно увидеть, как каждая из них по отдельности нацелена на решение тех или иных тактических задач. Разные поправки — для разных проблем.
Одна из самых говорящих среди них — «жёсткое» ограничение президентских сроков всего двумя, теперь без «подряд». Эта поправка явно заточена под решение «проблемы-2024». И сшита конкретно по фигуре Дмитрия Медведева.
Для Путина она значения уже не имеет — он и так уже на четвёртом сроке. А для любого потенциального преемника она по-прежнему оставляет возможность переизбрания — и выхода из-под контроля. Путину ли не знать, как можно за два срока полностью перекроить политическую систему под себя.
Только Дмитрий Анатольевич — единственный живой человек, у которого такой возможности теперь не будет. Поправка о двух сроках вычеркнет для него опцию «Хочу ещё», которая, по слухам, своим наличием сильно омрачала их с Путиным отношения в 2011 году.
Это не значит, что Путин решил снова сделать преемником Медведева. Это значит, что он держит в уме такой вариант — и, если надумает, то соломка-то вот, уже подстелена. Президентство Медведева в 2024 году с самого начала будет президентством «хромой уточки».
Перемещение Дмитрия Медведева на специально создаваемый под него пост заместителя председателя Совета безопасности тоже укладывается в ту же логику подготовки возможности его возвращения в Кремль в 2024 году.
Отставка правительства Медведева — признание его провала во внутренней политике. Но внешняя политика — совсем другое дело.
Внешняя политика — поприще, на котором в резюме Медведева есть такие милые российскому «ястребиному» истеблишменту строчки, как «война в Грузии» и «поддержка войны в Ливии».
С последней был связан, пожалуй, самый заметный эпизод политической самостоятельности Медведева, когда, в 2011 году тот осадил Путина, сравнившего войну в Ливии с крестовыми походами, репликой: «Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые по сути ведут к столкновению цивилизаций». Это разногласие привело к тому, что мировые СМИ заговорили о «редком расколе между российскими лидерами».
Насчёт Грузии ничего писать не стану, чтобы не сглазить, а вот события в Ливии вновь выходят на первые строчки мировых новостей. Вот сразу одна из возможностей блеснуть новому заместителю председателя Совета безопасности Российской Федерации.
Внешняя политика — сфера, в которой доверие населения страны к Путину максимальное. Похоже, Путин решил этим доверием поделиться со старым товарищем.
Ливия сегодня — только одна горячая точка на карте из множества, в которой так или иначе сейчас замешана Россия. Так что выбор конфликтов, в которых Медведев может начать светиться, чтобы немного реанимировать его публичный имидж уже в ближайшее время — огромной.
В этом контексте, перевод на специально создаваемый пост заместителя председателя Совета безопасности — которым, как подчеркнул Путин, сидя рука об руку с Медведевым, является президент, уже выглядит не почётной ссылкой, а представляет собой идеальную платформу «ребута» политического имиджа Медведева в качестве «первого после Путина».
Поэтому переброска на внешний фронт и состоялась загодя, за четыре года до дедлайна 2024 — чтобы дать людям достаточно времени забыть про Медведева-с-уточкой, и начать привыкать к Медведеву-ястребу.
В подобном расчёте даже заложен некоторый запас прочности на случай внешних потрясений — вроде экономического кризиса, в контексте которого происходила их прошлая «рокировочка» в 2008 году.
Ирония в том, что тот кризис утих, но не закончился — и многие американские экономисты сейчас как на ножах в ожидании вероятного афтершока, который в этом случае опять придётся на второй срок Путина.
Однако, если в 2008 году России удалось пережить тряску на денежной подушке, скопившейся за тучные нулевые, то в 2020-х удар придётся на экономику, в которой с 2014 года идёт непрерывное падение реальных доходов населения.
В 2008 году россияне переживали бум кредитного потребления, в 2020-х — его последствия, в виде растущего снежного кома плохих долгов.
А ведь именно в виде схода лавины плохих ипотечных долгов и произошёл кризис 2007-2008 годов в США. Именно из-за вновь выросшего груза плохих долгов в США экономисты ожидают вторую волну кризиса в ближайшие годы. И именно из-за плохих долгов, тяжким грузом повисших на российской экономике сегодня, вынырнуть из второй волны мирового финансового кризиса России будет намного тяжелее.
Возможно, в Кремле понимают вероятность такого развития событий. Возможно, нет. Но точно понимают уникальность положения Дмитрия Медведева для решения «задачи-2024» вкупе с резавшей глаза непопулярностью его правительства.
Судя по тенденциям в российской и мировой экономике, дела у населения при правительстве Мишустина будут хуже. Хуже достаточно, чтобы на место «денег нет, но вы держитесь» пришло «при Медведеве такого не было».
А Мишустин? А Мишустина не жалко. Если Путин действительно приготовился решать проблему-2024 по тем же лекалам, что и проблему-2008 (а почему бы и нет? Тогда ведь сработало) — то Михаилу Мишустину в этом сценарии отведена та же роль «технического премьера», исполнять которую тогда, тоже за четыре года до дедлайна, назначили Михаила Фрадкова.
И, если в этот раз тоже всё пойдёт по плану, то Михаил Мишустин через четыре года должен будет отправиться в почётное политическое небытие, а Дмитрию Медведеву, подзагоревшему к тому моменту в отблесках славы русского оружия на отдалённых рубежах — вновь будет предложено на центральное место российского политического небосклона.
Но только на этот раз — чтобы точно всего на один срок.