Фильм "Убить дракона" обличал коммунистическую действительность, но и сейчас актуален как никогда.
В 1944 году советский драматург Евгений Шварц написал пьесу "Дракон", главной мыслью которой было то, что тот, кто побеждает тирана, сам становится тираном, а люди, которых этот герой спасает, в общем-то и не очень рады свержению тирана, ведь они свыклись с тиранией, а какие-либо изменения им в тягость.
Поставить пьесу во времена правления товарищей Сталина или Хрущёва было бы самоубийством. В нашей стране пьеса оказалась под строжайшим запретом. Хотя и основана она была на сказках азиатских народов и поднимала вечную тему, но с общественным порядком тех лет перекликалась очень тесно. Однако в шестидесятые годы это произведение было успешно представлено на сценах польских и германских театров.
В восьмидесятые годы пьесу начали робко ставить в небольших театрах. И вот в 1988 году режиссёр Театра имени Ленинского комсомола (в просторечии - Ленком) Марк Захаров гениально снял по мотивам этой пьесы фильм под названием "Убить дракона". Оставив основных персонажей, Марк Анатольевич несколько видоизменил фабулу фильма и мотивацию персонажей.
Странствующий рыцарь Ланцелот прибывает в некий город, жители которого уже многие столетия находятся под безраздельной властью тирана, который принимает обличье дракона. Ланцелот искренне не понимает, как горожане терпят тиранию и вопрошает, почему они не избавятся от него. На что архивариус отвечает: "Единственный способ избавиться от дракона - это иметь своего собственного".
Это, собственно, и стало основной мыслю фильма. Даже когда супостат свергнут, а на его место приходит ещё более жестокий и коварный злодеем, люди принимают и его. А позже эта роль достанется и самому Ланцлоту, ведь ему тоже суждено стать тираном, потому что такая традиция. Ведь рабская психология зиждется на твёрдых убеждениях и, конечно же, традициях.
И дракон в беседах с Ланцелотом об этом неоднократно говорит. "Хотите им нового счастья, а они старым дорожат", – убеждённо говорит персонаж Олега Янковского.
И так происходит каждый раз. Люди готовы терпеть ради традиций и убеждений, лишь бы не стало хуже. Поэтому Ланцелот разочаровывается и говорит о том, что "три головы упало, а выросла тысяча". Однако предпринимает ещё одну отчаянную попытку спасти людей, которая ни к чему не приводит. Пытаясь убедить горожан он говорит сакраментальное - чтобы избавиться от дракона, нужно убить его в себе. Однако психология людей устроена совершенно по-другому.
Во время очередного просмотра этого фильма то и дело возникали аллюзии к нынешнему времени. Потому что поднимаемые там проблемы будут актуальны во всем времена, по крайней мере, в нашей стране. И как его ещё не запретили, непонятно. Возможно, по недосмотру картина до сих пор в открытом доступе.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!