(Все посты по теме семейного образования - по тэгу #СО_и_мы )
Одна из самых обсуждаемых тем в связи с семейным образованием - это социализация. Мол, как же ребёнок потом будет взаимодействовать в коллективах, если нет школьного опыта?
Но вот что интересно: психологи считают, что социализация в школе - это лотерея. Истинно так. Во-первых, школы разные, а во-вторых, дети разные.
Жесткая вертикальная структура школьного социума, травля, нарушения прав могут привести вовсе не к «тренировке психики» и «подготовке ко взрослой жизни» (или какие там доводы ещё приводятся). А к неврозам и травмам.
При этом существуют другие способы социализации. Которые обучают и настойчивости, и умению отстаивать свою позицию, и самодисциплине, и много ещё чему - но в благоприятствующей обстановке. И поэтому эффективны.
Обучение чему бы то ни было, софт скиллз в том числе, в жесткой обстановке - это уже давно не модно. Мне на ум приходит параллель с воспитанием в принципе: сейчас отдаётся предпочтение теории привязанности (с ее поддержкой, уважением к личности ребёнка и тд), а не подходу «проорётся и перестанет». То же, на мой взгляд, и с вопросом социализации.
Вот поэтому «проблема социализации на семейном образовании» - это выдумка. Иллюзия. Нет ее, есть только необходимость организовать ребёнку качественное общение в коллективах. Ну точно не самая большая головная боль в организации СО, честное слово.