Бытовое воровство у нас в стране имеет глубокие исторические корни, не будем заглядывать во времена Петра, достаточно взглянуть в относительно недавнее Советское прошлое. Тогда все было общее, а значит ничье, и брать можно было что угодно, все относились к этому как к чему то само собой разумеющемуся. Конечно ассортимент был тогда не очень, но зато если что то было, то этого было много, и позволяло чуть чуть отщипнуть каждому. Вслед за этим последовали "лихие девяностые", когда те кто постеснялся взять общее, остались у разбитого корыта. В этот период остатки ответственности перед государством и обществом улетучились вместе с уверенностью в завтрашнем дне и способностью прокормить семью на зарплату. Как итог в двухтысячных мв имеем поколение для которого взять то, что без присмотра, само собой разумеющееся. Не минула эта судьба и АвтоВаз. Не смотря на то, что предприятие имеет надежную систему охраны, схожую пожалуй с таможенным контролем, победить контрабанду до конца не удается.
Не смотря на пропускные режимы, рентгеновское сканирование автомобилей, и трех метровый забор по периметру. Воруют все, только у каждого работника свои масштабы. Простые рабочие единичные детали и мелкие партии, начальники вывозят детали фурами или списывают целые машины. Ну, приступим к примерам.
- Показательный момент, сварщик отработавший на заводе семь лет, "неожиданно" решил вынести с завода несколько кислородных датчиков. Попался на проходной и был уволен.
- Казалось бы копеечное воровство, ключи от лады гранты, приводят к значительным убыткам. Необходимо поменять ключи, перепрошить ЭБУ, все это документально оформить, все это требует ресурсов и времени.
- Еще с 90-х на территории предприятия действует куча "дочерних" фирм. По сути это части завода, иногда целые цеха которые отделились когда была возможность. Все эти организации имеют практически свободный доступ на территорию, что тоже способствует воровству. Например: Работник одного из таких предприятий пытался вывезти 14 (четырнадцать) рабочих комбинезонов. Где он их взял история умалчивает.
- Одна из "дочек" одно время успешно продавала автомобили. На заводе брала под реализацию, людям продавала за наличку. Естественно в один прекрасный момент фирма растворилась, все долги списали на АвтоВаз (1,4 млрд рублей потеряно на этой и подобных схемах).
- Еще одни "успешные предприниматели, майнили криптовалюту, подключившись к заводской электро сети. И это не 1-2 компа, это полноценная ферма промышленных масштабов.
- Иногда наглость воров просто поражает. С территории АвтоВАЗа злоумышленники похитили выставочный экземпляр Lada XRAY. Я думаю что и пропажу заметили не сразу))
- Только за последний год было присечено 490 фактов хищения, а сколько еще осталось не выявлено...думаю цифры в разы больше.
- Бывают и курьезные случаи. Рабочие зачастую выносят детали на себе, просто привязывая к ругам или ногам, или изготавливая специальный ремни и портупеи. Один из таких умельцев так обвешался деталями, что присев перед проходной перевести дух, сам самостоятельно встать уже не смог.
- Одному из начальников удалось заиметь несколько неучтенных движков от лады калины, чтобы их не обнаружили при следующей инвентаризации, он решил закопать их. При этом странном действии он и был застукан службой безопасности.
Как итог.
Масштабы воровства на АвтоВазе поражают воображение. Если с воровством обычных работяг еще можно как то бороться, и свести его к минимуму, то воровство власть имущих практически непобедимо. В этих схемах участвуют все, от директоров, до охранников, получая от этого не слабую прибавку к зарплате. При чем размер зарплаты тут играет второстепенную роль, видя те огромные суммы которые проплывают мимо, поневоле возникает соблазн зачерпнуть из этого потока. Таких желающих появляется так много, что существует опасность для самого потока. Если не принимать активные меры, рано или поздно мы останемся без отечественного автопрома.
Другие статьи на автомобильную тематику.
5 занимательных фактов о Lada Granta.
Jatco. Ничего особенного, обычный японский перфекционизм.
Выбор оптимальной комплектации автомобиля. Лада Гранта.