Найти в Дзене
НеВоенкор

Реальные причины обострения российско-белорусских отношений

Президент Белоруссии - Александр "батька" Лукашенко
Президент Белоруссии - Александр "батька" Лукашенко

В настоящий момент большинство политиков видят в происходящих сейчас событиях между Минском и Москвой либо политические, либо финансовые сиюминутные мотивы. Например: в Белоруссию с "дружеским визитом" прибыл госсекретарь США Майк Помпео, а президент России Владимир Путин, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, никак на это не отреагировал.

Отдельно стоит отметить позиция белорусских аналитических сообществ, которые, открыто российскую позицию не называют предательством, но общая суть их высказываний сводится к этому. "Раз Россия с нами не делится - значит она подрывает основы братства". "Если у России есть что то ценное - то этим надо обязательно делиться".

Интересен аргумент белорусских аналитиков: требуя приверженности политическому курсу РФ, последняя заставляет Минск отказаться от многовекторности. Более того, опять же по их словам, Белоруссия такого себе никогда не позволяла, и это не она отказывается от основ Союзного государства (надгосударственность РФ и Белоруссии). Но как же мы докатились до этого? Попробуем разобраться в кратце:

1) В 1997 году президент РФ и Белоруссии подписали договор о Союзе Белоруссии и России, тем самым консолидировав свои интересы на фоне продолжения распада СССР, подтвердив свои намерения преодоления последствий политического кризиса на постсоветстком пространстве. Чтобы однажды союзное образование стало именно государством.

Каким образом будет достигнут результат - не важно, главное к нему стремиться, а там уже сориентируемся на месте.

Все шло по плану, кроме одного: в 2004 году США объявили о намерении добиваться отстранения Лукашенко от власти в связи с провалом демократизации Белоруссии по образцу стран Восточной Европы (к этому времени Александр Григорьевич сумел полностью подавить оппозицию в стране).

И в связи с этим, 21 октября Белоруссия оказалась под санкциями, которые в течение 15 лет только усиливались. Минск лишался финансовых гарантий, новых технологий, страховым выплатам и тд.

Обычно в таких условиях экономика страны рушится через 3-4 года, влеча за собой снижение уровни жизни, усилением антиправительственных митингов и дальнейшей смены власти.

Но Минск выстоял. Все благодаря членству в Союзном Государстве, которое обеспечило льготные условия доступа к финансовым ресурсам и огромному потребительскому рынку России.

Между прочим, с Запада России тоже периодически ставили на вид поддержку «последнего диктатора Европы» и отказ присоединиться к санкциям против него. Но Москва Минску в поддержке не отказала и не сдала. Так что слушать сейчас про законность «каждый за себя» со стороны РБ выглядит, мягко скажем, лицемерным — Россия потратила на независимость республики более 100 млрд долларов и, как основной спонсор, имеет право голоса.

Настаивая на законном праве независимой Белоруссии к многовекторности, 24% топливного экспорта Минск направляет на Украину. Например, белорусский дизель там вообще занимает 51% внутреннего рынка. Что приносит Белоруссии хорошие деньги.

И плевать, что топливо, которое используют и украинские танки, убивающие русских на Донбассе, белорусские НПЗ производят из российской нефти, которую получают «по братской цене», то есть в среднем с 18-процентной скидкой от мировой. Минск согласился бы ссориться с выгодным клиентом? Он отказывается признавать Крым российским даже сейчас, когда вся стратегическая подноготная истории уже раскрыта до мельчайших деталей.

Именно отсюда и возникла нынешняя проблема: слишком велика оказалась возникшая со временем геополитическая разница в масштабах. Россия вернулась к статусу ведущей мировой державы, Белоруссия осталась в статусе небольшой республики без самодостаточной экономики и сидящей на российских субсидиях. Продолжение существования Союзного государства в рамках его конструкции образца 1997 года без учета последствий попросту утратило смысл.

Весьма характерен тот факт, что Москва демонстрирует согласие принять любое решение Минска. Вплоть до развода. Без каких бы то ни было обвинений в предательстве или попрании братской дружбы. И она действительно согласна признать законным любой вариант.

Согласятся белорусы интегрироваться политически — хорошо. Решат пойти своим путем — тоже годится. В любом случае для Москвы достигается необходимая стратегическая ясность, позволяющая эффективно выстраивать дальнейшую стратегию российской политики в мире.

А вот Минск громко подчеркивает обиду. И категорическое нежелание принять, а может, и вовсе неспособность понять тот простой факт, что при соотношении 1 к 30 в итоговой конструкции получить всего в соотношении 1 к 1 невозможно чисто физически. Именно поэтому белорусская позиция и выглядит неадекватной.

P.S. Часть информации взята с ИА "REGNUM".

#братья белорусы #Союзное государство #братские народы #интеграция