Обычно "деспотами" (или "тиранами": эти слова в обыденной речи - синонимы или почти синонимы) называют правителей, глав государств. Это неверно: есть семейные деспоты, деспоты-учителя, деспоты-руководители учреждений, деспоты-лидеры молодёжных группировок (иногда - вроде бы вполне положительной направленности), деспоты-спортивные тренеры. Семейный деспот тиранит одного-двух человек, а не миллионы людей, как первый русский царь Иван Четвёртый или как Иосиф Сталин. Объективно приносимый им вред кажется незначительным, но для нас нет никакой разницы между ними. Когда-то было сказано: "Если ты погубил одного человека, это всё равно, как если бы ты погубил целый мир".
В данном случае важна психологическая, человеческая природа этого явления, а не объективные последствия поведения деспота.
В этом смысле тиранящий одного и тиранящий миллионы - равноценны.
Часто деспотизм понимают как проявление человеческой силы человека. Деспота считают энергичным, сильным, волевым, целеустремлённым, хотя и жестоким и бездушным, ни перед чем не останавливающимся ради достижения своей цели.
Ниже я постараюсь показать, что это ошибочное представление.
Корень деспотизма - не в человеческой силе, а, наоборот, в крайней человеческой слабости. В комплексе неполноценности.
Известно, что у многих будущих знаменитых тиранов было т.н. "трудное детство". Их никто не любил, их третировали собственные родители и сверстники. Они ощущали себя изгоями.
Подобное детство было у Чингисхана, Гитлера, Сталина. У Сталина, например, отец был пьяницей-сапожником, сына он не любил и избивал, бил и мать, которая это терпела.
Отсутствие любви, тепла, близких отношений с матерью и отцом в детстве почти невозможно потом компенсировать. Удаётся это крайне редко.
Чаще всего, такой ребёнок психологически заболевает. Он ощущает себя никем, ничтожным, жалким и беззащитным. Люди, которые лучше него (а почти все лучше), кажутся ему угрозой для него, потому что, сравнивая себя с ними, он особенно остро ощущает свою неполноценность.
Особая среда обитания человека - это человеческие отношения. Именно в них и проявляется тот психологический феномен, о котором здесь идёт речь.
Итак, человек ощущает себя ущербным. Он боится, что в полноценных человеческих отношениях, основанных на независимости, равенстве, любви, свободном выборе - он проиграет. Его никто не будет любить. Им будут пренебрегать. Его никто не выберет. Это не всегда осознаётся, да и не так важно, осознаётся ли.
И если кто-то оказывается очень зависимым от такого человека: допустим, это его подчинённый, или это маленький ребёнок, или чрезвычайно привязавшийся к нему влюблённый - то деспот стремится превратить его в ничто.
Что значит "стремится превратить в ничто"? Он старается добиться полного подчинения. Чтобы зависимый от него человек полностью утратил внутреннюю свободу, без которой человек не может оставаться человеком, - превратился фактически в биологически живую куклу.
На самом деле подобное возможно, только если сам человек с этим согласится, смирится. Деспот его заставить не может, но он делает всё, чтобы подтолкнуть к такому решению, сделать его почти неизбежным.
При этом ошибочно думать, что деспот всегда добивается своего только с помощью запугивания, с помощью страха. Это довольно эффективный инструмент превращения человека в куклу, но не самый эффективный. Самый эффективный инструмент расчеловечивания сейчас принято называть "гиперопёкой". Это усиленная забота, в результате которой тот, о ком заботятся, уже не может ни дня обойтись без этой заботы. По-другому это называется "баловство".
Однако очень часто используются одновременно оба эти инструмента.
Скажем, мать-деспотка, если ребёнок делает только то, что хочет от него мать, награждает его усиленной заботой, однако, как только ребёнок пытается проявить самостоятельность, "охладевает" к нему, отвергает его, лишая заботы и "любви", ругает его.
Почему я взял слово "любовь" в кавычки? Потому что ни один деспот любить на самом деле не способен. Человек не может одновременно быть деспотом и любить: это несовместимо в душе одного и того же человека.
Почему несовместимо?
Потому что любовь оживляет, а деспотизм убивает. Нельзя одновременно оживлять и убивать.
Убивает деспотизм далеко не всегда физически. Наоборот, часто физически тот, кого тиранят, процветает, но умирает духовно. Он теряет человека в себе, становясь манипулируемой куклой, у которой есть хозяин.
Почему деспот стремится превратить людей в кукол, сделать их неживыми в духовном смысле? Потому что, только ощущая свою безграничную власть над другим человеком, он может почувствовать себя иллюзорно значимым и полноценным (тогда как в глубине души ощущает себя никем и ничем). Полная зависимость другого человека от него - как куклы от своего владельца - даёт ему ощущение своей силы.
Отсюда ошибочное представление о деспоте как о сильном человеке.
Кроме того, для деспота любое проявление самостоятельности просто само по себе невыносимо, потому что он сам несамостоятелен. Он очень боится самостоятельности, непредсказуемости - боится жизни. Потому что он внутренне мёртв.
Поэтому ему хочется всех окружающих также сделать мёртвыми. Если у него есть такая возможность, он может и на самом деле стремится их убить - физически. Но часто такой возможности нет. Тогда он пытается сделать так, чтобы человек, оставаясь живым физически, умер духовно.
Недавно, например, мы читали о том, как солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов расстрелял своих сослуживцев в воинской части в Забайкалье. Он объяснил это тем, что офицер - его непосредственный командир - и солдаты-старослужащие сначала всячески издевались над ним, а потом обещали его "опустить": изнасиловать.
Этот офицер не извращенец, а просто деспот. Почему для него важно было "опустить" всех подчинённых ему солдат? Потому что тогда он был бы уверен, что они не люди, они перестали быть людьми. Тот, кто позволяет подобное сделать с собой, уже не человек. Вот чтобы он потерял человека в себе, это и нужно.
Американо-австрийский (он родился в Австрии, а потом жил в США) психолог Бруно Беттельгейм в книге " Просвещённое сердце" вспоминает, как в концлагере (Бухенвальде, через который ему пришлось пройти) эсэсовцы вдруг ни с того ни сего начинали избивать какого-то ни в чём не повинного заключённого - и внимательно смотрели на остальных. Если кто-то поднимал голову и бросал хотя бы беглый сочувственный взгляд на избиваемого, этого сочувствующего тут же убивали.
Почему они так делали? Они отбраковывали тех, в ком ещё оставалось человеческое начало.
Многие не понимают, например, зачем Сталин приказывал бросать в лагеря жён своих абсолютно лояльных соратников, причём, ближайших к нему людей. Но он просто проверял, стерпит ли это человек. Если да, то в нём уже нет ничего человеческого: значит, с ним всё хорошо, он годится, он хороший.
Итак, деспот хочет, чтобы все вокруг него только казались живыми, но на самом деле были мёртвыми. Предпочтительны для него всегда те, кого не надо запугивать, стращать, кто добровольно готов пойти на это, пытаясь ли снискать какие-то выгоды для себя, по слабости душевной или по какой-то другой причине.
Если помните, Уинстона Смита перестали пытать и даже отпустили "на свободу" тогда, когда он попросил отдать крысам на растерзание Джулию, своего единственного близкого человека, свою возлюбленную. Это означало, что он уже не человек. И его отпустили. Раз не человек, значит, нужен, значит его физически убивать пока нет смысла, он пригодится.
Так же поступал Сталин, и так поступают все деспоты. Если это семейный деспот, он требует, чтобы его жертва отказалась от возможности самостоятельно строить свою жизнь, выбирать себе дело или близкого человека: делать можно только то, чего хочет Хозяин, исполнять его желания, его прихоти.
Только имея рядом с собой полностью расчеловеченное человеческое существо - хотя бы одно - деспот в состоянии существовать, ощущая подлинность своего существования. Это такой психологический вампир: он черпает уверенность в себе, силы для какой-то деятельности, просто для продолжения своего существования - забирая их у своей жертвы. Ему нужно у кого-то высасывать жизненные соки, так как своих ему не хватает.
Я в данном случае ставлю перед собой очень простую цель. Дело в том, что очень много людей, не понимающих, кто такие деспоты, какова сущность деспотизма. И если по прочтении этой статьи их станет чуть-чуть меньше, то моя цель будет достигнута.
Деспот никогда не бывает конструктивным. Он никогда не стремится к каким-то подлинным целям, а только провозглашает их. Сталин вовсе не собирался строить коммунизм. Да и не понимал, что это такое. Его целью была безграничная власть над людьми.
Деспот всегда иррационален. Он не может созидать, никогда и ни в чём: он только разрушает.
Деспот не сильный, а максимально слабый человек. Он внутренне пуст - поэтому стремится сделать пустыми всех вокруг себя.
Деспот не может строить, он опустошает. Он стремится не к жизни, а к смерти, хотя и может казаться жизнелюбом. Это живой мертвец. И он мертвит всё вокруг себя.
Деспотизм - страшная психологическая болезнь, перверсия. Патология не может быть созидательной, конструктивной. От неё нужно лечить.
Что касается профилактики этого заболевания, то нельзя допускать такого детства, какое обычно бывает у людей, ставших деспотами. Ужасного детства. Ребёнок вырастет и не только станет несчастным взрослым, но может стать и очень опасным для окружающих, особенно - близких людей и тех, кто от него зависит.
Чтобы не было деспотов, не должно быть несчастного детства.