Найти тему

Пиратский корабль = акционерное общество

Приятно, удобно устроившись на диванчике, смотреть или читать истории о настоящих морских волках. Восторгаться обаятельными героями в исполнении не менее привлекательных актеров. Отслеживать повороты лихо закрученных сюжетов. Где в качестве дополнительных бонусов выступают любовная лирика и дерзкий абордаж вражеского корабля. И… стоп. Задумывались ли вы когда-нибудь откуда в действительности появлялись пиратские судна?

Можно, конечно, пофантазировать о группе безбашенных смельчаков, вплавь подбирающихся к заинтересовавшей их посудине. Или пытающихся на допотопной галоше захватить оснащенный по последнему слову техники корабль. А что? Дерзко, красиво, безумно, одним словом, Голливуд отдыхает!

Но в жизни все опять-таки было значительно проще. Строительством кораблей, их оснащением, снаряжением и подбором команды занимались люди, которые прекрасно понимали куда и зачем эти судна отправятся в дальнейшем. Понятно, что подобное предприятие стоило огромной кучи денег. И одному человеку было не по плечу. Но, собственно, никто и не пытался провернуть это в одиночку.

Под это дело создавались акционерные общества. Конечно, назывались они не так и правила отличались от современных, но главная система паев была выражена ярко. Ее основатели имели свои связи с высшими кругами и, затевая подобное мероприятие, приглашали высокопоставленных господ на роль дольщиков. И представьте, никто против не был. Дело это было прибыльным и доходным. Так в 1561 году сама королева Англии Елизавета I приняла участие в подобной кампании. Ее вклад составил практически третью часть всех затрат. Она внесла 500 фунтов и «дала на прокат» 4 корабля.

Елизавета I Тюдор
Елизавета I Тюдор

И тут должен возникнуть вопрос. Зачем ее величеству понадобилось ввязываться в эту авантюру, если под рукой был собственный королевский флот? Согласитесь, как-то нелогично, поддерживать частную деятельность с ярко выраженным криминальным оттенком, занимая самый высокий пост в государстве.

А дело не в глупости или жадности монаршей особы. И даже не в любви к приключениям. Подобное поведение было продиктовано самой жизнью и положением Англии на тот момент. Напомню, моря и океаны принадлежали Испании и Португалии. И нужно было иметь очень веское основание, чтобы позволить себе вот так внаглую нарушить международные соглашения. С другой стороны, частная инициатива подданных от воли королевы целиком и полностью не зависела. И Елизавета I, оправдываясь перед испанским королем (а именно на его территорию чаще всего залезали англичане), всегда могла выкрутиться, сославшись на идиотизм и тупоголовость своих людей.

Филипп II Испанский король
Филипп II Испанский король

А как поживало официальное морское сообщество? Почему частный бизнес процветал, а государственная служба с ее соц. пакетом тащилась где-то в хвосте? И ответ снова на поверхности. Такой знакомый и понятный, а может некоторыми из вас и прочувствованный на собственной шкуре. Вот он. Жалкая зарплата. Желающих служить на королевском флоте просто не было. Их на полном серьезе практически насильно набирали на службу, издавали карательные приказы на случай побега. Но и это не спасало. При первой возможности народ уносил ноги.

Тяжелый труд и нищенская зарплата не побуждали служить родине. Месячное жалованье матроса королевского флота было около 10 шиллингов. И это был потолок. На частном судне было уже 8 – 12 фунтов, возможность заниматься собственной коммерцией и процент от добычи. Уточняю 1 фунт равнялся 20 шиллингам. Значит, частник платил в двадцать раз больше.

-4

Правда, некоторые господа ухитрялись использовать государственное имущество (корабли) для частных целей. Принимая участие в грабежах. Хорошо кушать хотелось всем!

Впереди нас ждет еще не одна подробность из жизни настоящих любителей морских приключений. Вы с нами? Тогда подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Комментируйте. И делитесь своей идеей с друзьями.

Для создания публикации использованы работы Копелева Д.Н., Михеева Д.В., Ткаченко М.А., Кушнира А.В., Гаврилова С.Н., Белана М.А.