Мосты – это самое доброе изобретение человечества, объединяющее судьбы людей, города, страны, историю и современность. Они вдохновляли художников, поэтов и музыкантов, становились местом свиданий. Если бы не было в Витебске прекрасных пейзажей с мостами через Западную Двину и ее притоки, а в Лиозно – игривой Змейки и романтичного сооружения через нее, возможно, Шагал не создал бы знаменитую «Прогулку» с парящими над землей влюбленными...
То берег левый нужен нам…
Без этого мудрого изобретения на все времена и в нашей стране жизнь просто бы остановилась. Судите сами. В Беларуси 20,8 тыс. рек. Больше всего малых – до 100 километров. Девять рек – более 500 километров. Это Березина, Неман, Вилия, Западная Двина, Днепр, Сож, Припять, Горынь и Западный Буг. Большие путепроводы, от 100 метров, автодорожные и железнодорожные, железобетонные и металлические, возводятся именно на таких – крупных реках.
В стране на дорогах общего пользования всего 5297 мостовых сооружений. В их число входят как сами мосты над реками, так и путепроводы, проложенные над авто- и железнодорожными трассами, – сообщили нам в Министерстве транспорта и коммуникаций. Из них 2268 расположены на республиканских автодорогах, остальные – дорогах местного значения. Ответственность за первые несет Министерство транспорта, а их владельцами являются республиканские унитарные предприятия – автодоры. Остальные сооружения – в ведении местных властей, облисполкомов, владельцы которых – предприятия местных автодорог – облдорстрои.
В городах и селах за эксплуатацией и строительством путепроводов следят местные власти.
На евро и в жизни
На банкнотах официальной валюты еврозоны изображены несуществующие мосты из общего прошлого европейских наций – в стилях барокко и рококо, классики, готики, романского и современного... Мосты издавна украшали, облагораживали ландшафты многих сел и городов страны, ее необъятные просторы. Мы попросили «главного по мостам» – генерального директора ОАО «Мостострой» Сергея Вашкевича – назвать самый красивый объект, созданный руководимым им коллективом.
– Это путепровод «Западный обход Бреста», связавший берега реки Мухавец, а также погранпереходы «Варшавский мост» и «Козловичи», который мы сдали к 1000-летию города на Буге, – сказал Сергей Ростиславович.
Путепровод в городе был сделан в монолитном исполнении, которое, по мнению строителей, здесь более уместно: в городах требуется особая выразительность. Высокую оценку Западному обходу Бреста дал принимавший участие в его торжественном открытии и Президент Беларуси. Новый инфраструктурный объект значительно улучшил жизнь брестчан, снизил нагрузку на центр города, стал важным фактором развития экономического и туристического потенциала региона. Своевременным объектом такого же порядка Вашкевич назвал еще одну транспортную развязку, построенную ранее в столице, – на проспекте Дзержинского.
Кстати, большинство путепроводов Беларуси возведено именно ОАО «Мостострой». За 46 лет работники этой компании построили и капитально отремонтировали свыше 1500 мостов и путепроводов общей протяженностью более 160 километров. Предприятие востребовано и в России. В числе последних, недавно сданных им значимых объектов, – мост через Сож на автомагистрали М8/Е95 граница России (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута) в Гомельском районе. Сооружение прослужит не менее 100 лет.
Между небом и водой
Жителей многих деревень (и даже городов) часто выручают малобюджетные подвесные пешеходные мосты. Самый большой из них в стране связывает две части города Мосты Гродненской области. Появился еще до 1975 года. Его длина – 193 метра, а ширина – 1,5 метра.
Некоторым воздушным конструкциям такого утилитарного типа, сделанным руками народных мастеров Беларуси, удалось даже стать местом паломничества туристов. Например, в Вилейском районе пользуется популярностью подвесной мост над рекой Нарочанкой в деревне Ручица, где когда-то находилось имение Огинских. Местные перебегают на другой берег уверенно, а вот туристы с непривычки передвигаются со страхом и осторожностью. Второй подвесной мост через эту же речушку – в селе Войдени.
Есть такие подвесные конструкции для перехода людей и в других местах. Например, в Бешенковичах Витебской области. «Аттракцион для экстремалов!» – шутят жители городского поселка. Тем не менее некоторые велосипедисты, рискующие проскочить через шаткое сооружение, все же ловят на нем порцию адреналина.
Более устойчивые подвесные конструкции сооружены в Полоцке, Орше, Чаусском (д. Сущи), Верхнедвинском (д. Сарья), Сморгонском (д. Окушковщина) районах. Вполне вероятно, что таких воздушных пешеходных сооружений через речки у нас гораздо больше, но о них известно только местным.
Раньше Эйфеля
Отечественное мостостроение имеет одни корни с западноевропейским. Это утверждает декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров и демонстрирует знаменитую гравюру Маковского, датируемую ХVI веком. На ней запечатлен мост через Неман в Гродно.
– Белорусы того времени уже строили такие же мосты, как и в других странах Европы, – говорит Армен Сергеевич. – Пример тому – эта конструкция с четырьмя деревянными мощными опорами, укрепленными, для надежности, четырьмя парами наклонных свай. Его длина под 100 метров, а ширина – до 5–5,5 метра, судя по тому, что на нем умещается по три всадника в ряд… В Средние века в Италии, других странах Европы на мостах, как и на изображенном на данной гравюре времен Великого Княжества Литовского, сооружали сторожевые башни – для контроля за въезжающими и сбора налогов с купцов, – сообщает Сардаров и указывает еще на одну удивительную конструкцию на этом же документальном рисунке под названием «ферма».
– Заметьте, ее использовал сам Эйфель, в том числе на своей знаменитой башне в Париже, – отмечает собеседник. – Более активно ферма, в силу своей надежности и красоты, начала использоваться уже в ХХ веке. Мост тогда и сегодня был символом материальных связей общества и людей. Его сила в том, что он, соединяя один берег с другим, объединяет людей, – подчеркивает Армен Сардаров и напоминает, что мостостроительство во времена ВКЛ в нашей стране регулировалось законом, в частности, статутами и особыми «инструкциями» Устава на валоки, где было «прописано», какие мосты и как нужно строить, чтобы они служили как можно дольше.
Эта тема заиграла по-новому, когда наши земли вошли в состав Российской империи. И Екатерина II, и Николай I учитывали геополитическое значение Беларуси, поэтому прокладывали здесь замечательные шоссированные дороги. И, конечно же, мосты, которые... не сохранились. По одним и тем же дорогам Западная и Восточная цивилизации и ехали налаживать гешефты, и воевать друг с другом. А у отступающих войск было правило: сжигать за собой мосты, чтобы остановить противника.
…Кстати, Армен Сергеевич, являясь одним из соавторов проектов многих путепроводов, теперь читает студентам курс «Дороги и мосты». Начинающим архитекторам он советует на въездах рисовать красивые перила, фонари и т. д. Это не сильно удорожит строительство. Или, например, колонны, вроде тех, которые украсили переезд через Западную Двину в Новополоцке. Можно, конечно, и другую «красоту», вроде группы «Укрощение коней», которые взмыли у моста над Фонтанкой в Санкт-Петербурге, что недешево. Если, конечно, найдутся скульптор и инвестор, готовый оплатить проект.
С большим запасом прочности
– Белорусские мосты строятся с огромным запасом прочности, – уверяет декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров, который 30 лет посвятил работе с дорожниками Беларуси. Ведь они проектируются с учетом стандартов Евросоюза и мировых. Нормативы сроков службы наших сооружений – 100 лет.
Обсуждая требования к качеству и надежности путепроводов, наш эксперт из Минтранса уточнил, что строительство тех, по которым мы ездим и ходим, началось тогда, когда на смену 13–18-тонникам пришел 45–50-тонный автотранспорт. Ранее составляющие детали мостов делали часто на объекте. В деревянные опалубки закладывали арматуру, заливали ее бетоном, вот тебе и конструкция! В 1960-е бум мостостроительства начался с создания типового проекта «Выпуск-56» институтом «Союздорпроект». «Выпуск» помог проложить 18–20 километров мостов по нашей территории. Однако первые объекты индустриального мостостроения при всех их плюсах имели недостаток: низкий защитный слой бетона в 1 сантиметр, который с годами «поизносился» и требует замены. На дорогах общего пользования обследованы все путепроводы республиканского значения. В перечень первоочередных для реконструкции и модернизации включены 32 объекта.
Города говорят: «Да!»
В Гродно вскоре появится четвертый автомобильный мост через Неман: под эти цели используют заброшенный железнодорожный. Его реконструкция – важный этап строительства большого объездного кольца вокруг города. После ввода в эксплуатацию новой дороги начнется ремонт Румлевского, а также моста через Неман в районе улицы Поповича. Они построены 30–40 лет назад и нуждаются в обновлении. В Пинске возводится путепровод через реку Пину. Уже идут работы по усилению опор, собираются пролетные строения. Пуск намечен на 2020 год.
Ричевская толока
Кстати, немало энтузиазма в соединении берегов прилагает население. Например, благодаря стараниям граждан три моста за два года построили в Житковичском районе. Последний – через реку Ствигу рядом с агрогородком Ричев. Когда объявили сбор средств, откликнулись около 40% жителей поселения. Всем миром на закупку стройматериалов собрали более Br1,5 тыс. Не остались в стороне местные предприятия и бизнес. Свой вклад внесли: Житковичский лесхоз, ОАО «Люденевичи», ООО «Белкитфорестри», а также известный в стране фермер Михаил Шруб.
Так что выражение известного поляка Станислава Ежи Леца «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены» – это не про белорусов. Толока – великое дело.
Завтра и антигравитация
А будут ли наши мосты современными через лет 50? С одной стороны, технологии уйдут вперед настолько, что нынешние уже не смогут отвечать потребностям общества, в частности, по числу передвигающегося транспорта. С другой – вполне вероятно, что у нас появится принципиально новый вид транспорта, к примеру, использующий антигравитацию и передвигающийся на магнитной подушке. Придется строить новые, соответствующие потребностям будущего мосты. А их создатели были и будут востребованы всегда, как и объединяющая нас вера в Бога и людей, уверен и Армен Сардаров, предлагая обратить внимание на значение второго имени Папы Римского – Понтифик (лат. pontifex, происходит от pons (pontis) – «мост»).
Тамара МАРКИНА