Жизнь старшего сына Сталина Якова Джугашвили окутана ореолом тайн, всеобщих додумываний и противоречий. Есть не меньше пяти версий трагического лета 1941 года. Отношения сына и отца тоже вызывают бесконечные споры историков.
Судьбы Якова Джугашвили была полна сложна и трагична, но он сумел сохранить достоинство в самые тяжелые времена.
Яков был первым ребёнком в Иосифа Виссарионовича и Екатерины Сванидзе. Он родился в грузинском селе Бадзи 18 марта 1907 года. Екатерина умерла от туберкулёза, когда малышу ещё не было и года. Это была одна из главных трагедий в жизни Сталина. Он очень любил жену и не представлял жизни без неё, тем более с маленьким сыном на руках.
Революционер, которого в любой момент могли посадить или сослать в Сибирь, не мог позволить себе воспитание сына, поэтому отдал малыша на воспитание родне жены.
Лишь в 1921 году он смог перевезти сына к себе. Якову тогда было уже 14 лет. Сын очень был похож характером на отца. Возможно, поэтому у них не как получалось "притереться" друг к другу. Яков тянулся к отцовскому теплу, которого ему не хватало столько лет, а вечно занятого Сталина это только раздражало.
По-настоящему серьёзный конфликт между ними произошёл в 1925 году, из-за желания Якова после выпуска из электротехнической школы жениться на 16-летней Зое Гуниной. Иосиф Виссарионович не хотел, чтобы сын так рано начинал семейную жизнь. В расстроенных чувствах Яков чуть ли не застрелился, но обошлось - выжил. Правда, отца для себя потерял. И потом многие годы пытался снова заслужить его любовь и доверие. А Иосиф Виссарионович его иначе, как "хулиганом и шантажистом" не называл. Дети же Сталина от второго брака наоборот старшего брата очень любили и были привязаны к нему.
Отец в итоге оказался прав. Брак с Зоей был очень коротким. Яков влюбился в Ольгу Голышеву. Потом, так и не женившись на ней, в балерину Юлию Мельцер. Вот это уже была настоящая любовь.
Они поженились в 1936 году. Для Якова Джугашвили брак был второй, для Мельцер - вообще третий. Яков продолжал завоёвывать любовь отца. Он решил поступить в Артиллерийскую академию РККА.
Ещё через два года у Юлии и Якова родилась дочь Галина.
Трудно сказать, как сложилась бы его дальнейшая судьба. Обиженный и разочарованный в сыне Сталин явно не стремился сделать из него политика и уже тем более преемника. Но Яков выбрал свой путь. Выбрал сам - отправился на фронт.
Прощание с отцом, если верить современникам, было сухим и коротким. «Иди, воюй!» - вот всё, что сказал сыну Иосиф Виссарионович.
Война для старшего лейтенанта Якова Джугашвили, командира 6-й артиллерийской батареи 14-го гаубичного полка 14-й танковой дивизии, получилась скоротечной. На фронте он находился с 24 июня, и 7 июля отличился в бою под белорусским городом Сенно.
Но уже спустя несколько дней части 20-й армии, в состав которой входила 14-я танковая дивизия, попали в окружение. 16 июля 1941 года при попытке выхода из окружения в районе города Лиозно старший лейтенант Джугашвили пропал без вести.
Поиски Якова продолжались более недели, однако результата не принесли. Этим воспользовались немцы. Они разослали листовки с "фотографией Якова Сталина", говоря, что мол, раз сын вождя сдался, то и вы сдавайтесь.
О том, что испытывал Иосиф Сталин, которому сообщили о пленении Якова, доподлинно неизвестно. Зато известно, что пропаганда провалилась. О сыне Сталина знали мало, его портрет советским солдатам был незнаком.
Документы, рассказывающие о том, что Яков был в плену и что с ним там происходило, были обнаружены в немецких архивах в самом конце войны.
Там было написано, что взятый в плен 16 июля 1941 года старший лейтенант Джугашвили на допросах вёл себя достойно, на сотрудничество с немцами не пошёл и в окончательной победе своей страны не сомневался. После допросов начались скитания Якова Джугашвили по концлагерям. Немцы пытались склонить Якова к сотрудничеству, но получали отказы. Попытались нажать, переведя его на некоторое время в тюрьму гестапо, где к сыну Сталина применяли методы устрашения. Однако и это не принесло гитлеровцам желаемого результата.
В конце концов, Яков Джугашвили был отправлен в особый лагерь «А» при концлагере Заксенхаузен, где гитлеровцы содержали родственников высокопоставленных деятелей антигитлеровской коалиции.
В лагере Яков держался достаточно замкнуто, не скрывая своего презрения к администрации.
14 апреля 1943 года Яков Джугашвили внезапно бросился на лагерные проволочные заграждения, по которым проходил ток высокого напряжения. Одновременно часовой лагеря отрыл огонь на поражение. Яков Джугашвили погиб на месте.
О причинах такого поступка точной информации нет и уже, очевидно, не будет. Один из пленных, находившихся вместе с Яковом, уверял, что он находился в подавленном состоянии после радиопередачи берлинского радио, в которой цитировали слова Сталина о том, что у него «нет никакого сына Якова».
Якову было стыдно перед отцом за свой плен, так он говорил на допросах. Возможно, радиопередача стала решающей в его мыслях о самоубийстве.
Тело Якова было кремировано, а прах отправлен в Берлин вместе с отчётом о происшествии.
Самая известная военная история, связанная с Яковом Джугашвили, относится к 1943 году. Утверждается, будто бы через Красный Крест гитлеровцы предложили обмен Якова Джугашвили на взятого в Сталинграде в плен фельдмаршала Фридриха Паулюса. О том, что такое предложение было, пишет в своих воспоминаниях со ссылкой на отца дочь Сталина Светлана Аллилуева.
Сталин в ответ якобы заявил: «Я солдат на фельдмаршалов не меняю!»
Некоторые историки сомневаются в том, что подобное предложение вообще было. Критики же Сталина видят в его отказе бесчеловечность. Но имел ли моральное право лидер воюющей страны, миллионы солдат которой оказались в плену, спасать таким образом сына?
Георгий Жуков в своих мемуарах писал, что однажды во время войны позволил себе спросить Сталина о судьбе Якова. Вождь сгорбился и ответил, что Якова держат в лагере изолированно от других и живым, скорее всего, не выпустят.
В различных источниках можно встретить упоминание о нескольких спецоперациях, целью которых было освобождение Якова Джугашвили, но все они потерпели неудачу.
Плен Якова Джугашвили напрямую сказался на судьбе его супруги, Юлии Мельцер, которая была арестована и провела в тюрьме полтора года. Впрочем, когда стало ясно, что Яков с гитлеровцами не сотрудничает, жена Якова была освобождена.
По воспоминаниям дочери Якова, Галины Джугашвили, после освобождения матери Сталин до самой смерти опекал их, с особой нежностью относясь к внучке. Вождь считал, что Галя очень похожа на Якова.
Впрочем, близкие Якова придерживаются совершенно иной версии того, что произошло с Яковом Джугашвили. По мнению Галины Джугашвили, а также приёмного сына Сталина Артёма Сергеева, Яков Джугашвили погиб в бою 16 июля 1941 года, а человек, содержавшийся в немецком плену, был его двойником. Фотографии Якова в плену его близкие считали результатом фотомонтажа и обращали внимание на несостыковки в протоколах допроса. В частности, по уверениям родственников, Якову совершенно не давались иностранные языки, в то время как человек, находившийся в плену, якобы свободно владел английским, французским и немецким.
Существовало немало версий и о том, что Яков Джугашвили якобы выжил в плену и после войны решил не возвращаться в СССР. Наиболее феерической можно считать гипотезу, согласно которой послевоенные скитания Якова завершились в Ираке, где он завёл семью и стал отцом… Саддама Хуссейна.
В доказательство приводились фотографии иракского диктатора, на которых он «как две капли воды похож» на «дедушку», Иосифа Сталина.
Эта версия оказалась достаточно популярной, хотя её разрушает хотя бы тот факт, что Саддам Хуссейн родился в 1937 году, когда Яков Джугашвили спокойно жил в Советском Союзе.
Несмотря на все противоречия, историки сходятся в одном — изменником Родины и немецким пособником Яков Джугашвили не был, предательством своё имя не замарал. И за это он заслуживает уважения.
27 октября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за стойкость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, мужественное поведение в плену старший лейтенант Джугашвили Яков Иосифович посмертно был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Имя Якова Джугашвили занесено на мемориальные доски с именами погибших на войне выпускников двух высших учебных заведений, в которых он учился — Московского института инженеров транспорта и Артиллерийской академии имени Дзержинского.