Уже несколько лет в России развивается движение «Молодые профессионалы», в котором авиация представлена компетенцией «Сервис на воздушном транспорте», появившейся благодаря инициативе независимого эксперта WorldSkills Ольги Семиной.
Движение WorldSkills International (WSI) «Молодые профессионалы» зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 год), когда миру катастрофически не хватало квалифицированных рабочих рук, первые чемпионаты проводились для популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia (WSR) был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством президента России в октябре 2011 года.
Если говорить об истории «рождения» компетенции, то оно состоялось в 2011 году, когда произошло знакомство с руководством WSR. Было предложено выбрать компетенцию или несколько компетенций из списка и подумать об участии. Как ни удивительно, в реестре мировых компетенций направление авиации не было представлено, а принимать участие по непрофильным прямым специальностям показалось не интересным.
При выборе компетенции ключевыми словами были: «масштабно», «наглядно», «массово», «есть во всех аэропортах мира», «необходимо», «специальная подготовка», «специальные требования», «есть требования законодательства».
Так появилась идея стать инициаторами открытия новой компетенции «Сервис на воздушном транспорте» (агент по регистрации и агент по авиационной безопасности), самой массовой и востребованной компетенции в аэропортах. Некоторые наработки и понимание у нас уже были, так как в 2011 году эта специальность была пролицензирована и введена в процесс обучения студентов колледжа «Московия» Московской области, и уже даже состоялся первый набор студентов.
На соревнованиях под пристальным вниманием экспертов каждая команда в составе двух агентов регистрации и трех сотрудников службы авиационной безопасности демонстрирует свои умения. Задача для конкурсантов не из легких — нужно не только обслужить пассажиров согласно всем требованиям и правилам, включая особенности технологий перевозчика, но и вовремя заметить наличие в багаже предметов, запрещенных к перевозке, отсутствие у пассажиров необходимых документов и многие другие «ловушки», устроенные организаторами.
В 2017-м мы разработали задания и для школьников. Все обучение проходило на базе учебных центров колледжей «Московия» и «Царицыно», проводили его преподаватели специальных дисциплин. Уровень заданий для участников-школьников 14–16 лет был немного легче, но критерии оценки были сопоставимы со взрослыми. Удивила искренность в части сервисной составляющей при обслуживании пассажиров, чего так порой не хватает действующим сотрудникам. А по окончании чемпионата в беседе дети рассказали, что теперь точно определились в профессии, и будут стремиться обучаться в данном направлении (в 2018 году в рамках профориентационной работы первый раз в чемпионате участвовали школьники Москвы и Московской области).
Для учебных заведений участие и победы в чемпионатах — это шанс приобретения новых возможностей. Например, колледж «Московия» в 2017 году был аттестован как единственный в РФ Специализированный центр компетенций по «Сервису на воздушном транспорте».
В 2017 году в пилотном проекте по проведению демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» участвовали 26 субъектов РФ по 62 компетенциям, соответствующим ТОП‑50 профессий и специальностей, наиболее перспективным и востребованным рынком труда.
Колледжи «Московия» и «Царицыно» приняли участие в этом эксперименте — в 2017 году демонстрационный экзамен впервые прошел в аэропорту Домодедово и в Москве по специальности «Сервис на воздушном транспорте», проводили его эксперты — сотрудники аэропорта.
На сегодняшний день мы провели 5 чемпионатов России. Каждый год место проведения выбирает WorldSkills Russia, в 2015–2019 годах соревнования прошли в Казани, Краснодаре, Московской области, на Сахалине и снова в Казани. По регламенту каждый регион проводит сначала свои отборочные чемпионаты, в нашей компетенции они проходят непосредственно в аэропортах или колледжах.
Сейчас мы уже большое авиационное сообщество экспертов Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Челябинской, Калининградской, Самарской, Нижегородской, Ростовской, Тюменской, Московской области и других регионов России.
Наши почетные эксперты и друзья Виктор Васильевич Горлов и Олег Михайлович Смирнов всегда отмечают важность новых нетрадиционных методов подготовки персонала, высокий уровень проведения чемпионатов и, как результат, высокую мотивацию студентов и сотрудников.
По авиационной компетенции «Сервис на воздушном транспорте» участники соревнуются, по двум направлениям: «Пассажирское обслуживание» и «Авиационная безопасность». Участие в соревнованиях принимают как действующие молодые (до 25 лет) сотрудники аэропортов, так и учащиеся высших и средних профессиональных образовательных организаций. Конкурс проводится в условиях, оптимально приближенных к работе служб аэровокзального комплекса.
Первый день чемпионата состоит из трех модулей. Это «Практические кейсы по направлениям» (ситуативные задачи, требующие решения в письменном виде с указанием нормативно-правовой документации).
Второй модуль — «Ручной досмотр» (досмотр багажа на предмет выявлений запрещенных предметов и веществ для провоза на борту воздушного судна). Каждому участнику по направлению «Авиационная безопасность» предоставляется багажное место опаздывающего пассажира с запрещенными предметами и веществами. За небольшой период времени участник должен выявить их и не допустить изъятие разрешенных предметов.
Третий модуль — «Ручная регистрация» (регистрация пассажиров и багажа и проведение контроля посадки ручным способом). Участникам по направлению «Пассажирское обслуживание» необходимо зарегистрировать и провести на посадку пассажиров рейса, но в условиях, что все оборудование вышло из строя и все автоматизированные манипуляции нужно выполнить вручную, без компьютерной техники.
На второй день чемпионата — единый поток пассажиров по обоим направлениям для проведения модулей «Входная группа» (досмотр пассажиров при входе в аэропорт) и модуля «Регистрация пассажиров на рейс» (регистрация пассажиров и багажа с помощью системы регистрации). Пассажиры (волонтеры) получают от экспертов задания, такие как провоз в багаже опасных для авиаперевозки грузов, пронос на теле муляжа гранаты, самодельного взрывного устройства. После входной группы волонтеры направляются к стойкам регистрации, где играют роли капризных пассажиров, пассажиров с детьми, со сверхнормативным и негабаритным багажом и др.
Участники-конкурсанты должны корректно оформить пассажиров бизнес и эконом класса, маломобильных и трансферных пассажиров, правильно использовать знания по провозу оружия, боеприпасов, спортинвентаря, детских или инвалидных колясок, опасных грузов и т. д.
Третий день — это «Предполетный досмотр» (досмотр пассажиров и ручной клади при входе в контролируемую зону аэропорта) и «Контроля посадки» (проведение посадки пассажиров на борт ВС). В этот день также у нас пассажиропоток из волонтеров, имеющих специальные задания, такие как пронос лезвий, зажигалок, жидкостей, газов, пиротехники, боеприпасов, негабаритной ручной клади, проход пассажиров с ошибками в провозных документах и талонами с другого рейса.
С 22 по 27 августа 2019 года весь мир наблюдал за чемпионатом «Молодые профессионалы» WorldSkills, который состоялся в Казани. Это был первый мировой чемпионат в России.
Наша команда представляла единственную авиационную компетенцию «Сервис на воздушном транспорте» на специальной зоне Try-a-Skill. Это зона, на которой посетители и гости соревнований могли попробовать себя во множестве востребованных профессий и на практике изучить уникальные компетенции.
У нас все могли попробовать себя в роли сотрудников аэропорта, сами себя зарегистрировать на рейс, досмотреть сумки, познакомиться с оборудованием по авиационной безопасности. Принять участие в мастер-классах мог любой желающий вне зависимости от возраста и уровня подготовки — к нам приходили и школьники, и студенты, и гости из разных стран.
За 4 дня мирового чемпионата WorldSkills площадку посетили более 1600 человек — мы смогли подсчитать цифру, так как каждый получил именной посадочный билет.
Компетенции «Сервис на воздушном транспорте» еще нет в мировом реестре, наша цель — включение ее в соревновательные программы на следующий мировой чемпионат, который пройдет в Китае в 2021 году.