Найти тему
ИнакоМысли

Как появилось то, что не должно было появиться

Вот уже более 50 лет роман "Мастер и Маргарита" остается на пике популярности.

Она несла отвиатительные желтые цветы...
Она несла отвиатительные желтые цветы...

Его читают, зачитываются и будут читать еще много-много лет.

Но могло случиться и так, что роман не взяли в печать и мы бы так и не познакомились со славной историей , так неприятно начавшейся для Берлиоза на Патриарших.

Роман появился тогда, когда не мог появиться.

Шла середина 60-х годов, хрущевская оттепель быстро свернулась,как пенка на молоке, а многое, что 

нам кажется обыденным, тогда воспринималось как нонсенс.

Судите сами:

  • С первых страниц романа появляется иностранец. Это таперича в Москве коренного москвича не найти, кругом приезжие лица, а в 60-е годы иностранный гражданин в центре Москвы был сродни грому среди ясного неба.

  • Читатель, едва открыв роман, сразу погружается в философскую беседу о смысле жизни.Мне кажется, Булгаков нарочно вставил эту лакмусовую бумажку в начале повествования. Он предупреждает читателя, что роман не так прост, как кажется; если ты не готов, лучше не читать. Зайдите на недельке.

  • Главные герои-Сатана и Бог, в существовании которых автор нисколько не сомневается!

Это в атеистическом государстве, где всем и каждому было понятно, что раз Бога нет, то и Дьявола тоже! Впрочем, Берлиоз, доказывающий Сатане, что Сатаны не существует, покорно сложил голову на плахе

Булгаков писал "Мастера и Маргариту" с 1928 года по 1940. Умирая, Михаил Афанасьевич взял слово со своей жены напечатать роман.

Спустя 25 лет (!)

Через переплеты личных знакомств и кумовство,

через пари Симонова и Ласкиной,

сквозь официальные и неофициальные письма,

через амбиции (главный редактор "Москвы" Поповкин понимал, что издание романа увековечит его имя) Елена Сергеевна смогла появиться с напечатанной рукописью в редакции журнала "Москва".

В ноябре 1966 года роман "Мастер и Маргарита" увидел свет.

Роман напечатали в средненьком,

не самом либеральном,а слывущем охранительным, журнале "Москва". Издание так хотело поднять свои охваты и популярность, что пошло на риск, взяв Буглакова в печать.

И не прогадало.

Журнал существовал в стране развитого социализма, но коммерческой хватке редактора позавиловал бы любой СММщик и таргетолог инстаграма.

Следующую главу напечатали не в следующем выпуске журнала, а через выпуск! Представляете, как поднялся охват "Москвы", рупора официальщины и казенщины?

В советском государстве, чего не хватишься ничего не было.

Цензуры тоже.

Было запрещено произносить это слово и даже упоминать его при описании, к примеру, третьего отделения Николая 1, или иных исторических событий.

Не было цензуры,цензоров, но писателей отправляли в лагеря, сживали со свету, как несчастного Мастера; романы лежали по году у этих мифических людей и выходили в печать, если выходили, с купюрами.

Купюры, как правило, продавались иностранным государствам за большие деньги. Мол, разлагайтесь у себя там за железным занавесом, а у нас моральный облик строителей коммунизма страдать не должен.

То же произошло с "Мастером и Маргаритой".

Первую главу обрезали, но не так сильно, как вторую.

Говорят, машинистки, печатая роман, рыдали над сокращенным вариантом. Из песни выкинули более 14000 слов, в частности, полет Наташи на соседе-борове и обнаженных ведьм на балу у Сатаны.

Обрезкой занимался писатель Борис Евгеньев. Зачем? А ему попросту нужно было место для собственного опуса в журнале.

Елена Сергеевна была к этому готова. По совету Симонова она была согласна на все купюры, лишь бы роман увидел свет.

После выхода романа началась критика, но все больше по незначительным вопросам. Критиканов лишало пафоса то, то роман уже был напечатан! Значит, его одобрили!

Что же касается москвичей,то роман произвел неслыханный фурор! Произведение опрокидывало всю советскую литературу!

Люди проснулись и увидели вместо неба разноцветный стеклянный купол, от которого не скрыться, не спрятаться, не убежать: так подействовали герои Булгакова на читателей.

И так роман действует и до сих пор. Мы периодически достаем его с книжной полки, открываем на любой странице и переносимся в те весенние три дня, когда Москву посетил сам Дьявол...