Найти тему
Стратегии выживания

"Партнёр" - полная история одного стартапа. (20 минут чтения)

"Партнёр" - полная история одного стартапа. (20 минут чтения)

Оглавление:

Партнёр

Почему наш автосервис не взлетел

Как наполнить предприятие заказами

Как я красил машины без камеры

Вася

Конец партнёрства

Послесловие

Слышали поговорку: Когда встречаются двое, у одного есть деньги, а у другого есть опыт, то когда они расходятся, у того кто был с деньгами появляется опыт, а человек с опытом уходит с деньгами. 

Так вот, бывает ещё третий - ученик. Это тот, у кого нет ни денег ни опыта. Если он идёт рядом с опытным, то он тоже обретает опыт. Я хочу рассказать историю, в которой я был таким учеником.

В России нельзя заработать впрок

Когда мне было 26 лет, так часто повторял мой новый партнёр по бизнесу, Марад. Ему было 36 лет, и он казался мне на столько взрослым, как будто он был лет на 50 меня старше. 

Тогда я не поверил ему. Но вот уже мне 42, и я убеждаюсь в его правоте.

За это время я успел стать обеспеченным человеком, потерять состояние и снова встать на ноги...но его утверждение по прежнему верно. 

Несмотря на то, что он вместе с ментами кинул меня на долю в автосервисе и весь мой инструмент, я с теплом вспоминаю о том времени, когда мы вместе  строили бизнес с нуля...я видел что с ним стало. 

Когда я стал обеспеченным, он стал алкоголиком и бомжом... 

Жизнь все расставила по местам.

2003 год. Я пришел работать жестянщиком в новый автосервис где-то на задворках метро Университет. Сейчас уже и не найти этого места, всё застроили домами, а тогда там были пустыри и промзоны каких-то институтов.

Это было время, когда люди сами искали себе автосервис на форумах сайта auto.ru. Одним из лидеров в поиске, и рекомендациях был некто Муркар, из Карсервиса. Он умел замечательно отвечать на вопросы форумчан, и имел стабильный поток клиентов с этого ресурса. 

Это я узнал уже потом, а к нему на работу  пришёл по объявлению. Карсервис занимал маленький аккуратный офис в Матвеевском. Возле стен, на стойках стояли покрашенные и отполированные капоты от каких-то ретро-автомобилей, на которых было нарисована очень качественная аэрография, была бухгалтерия, кулер с кипяточком...

Во время собеседования я сказал, что буду работать только если деньги за сделанную работу будут оплачиваться во время, после того как я её сделал и ее принял мастер - приёмщик или маляр, а не после того как машина сдана клиенту. В то время так практиковали невыплаты зарплаты - мол, клиент ещё заказал доп.работы, пока мы их не сделаем, он машину не может забрать, и денег в связи с этим нет.

Поэтому во время собеседования я на этом заострил внимание, объяснив, что мне нужно вовремя платить за аренду квартиры, и нет возможности годами ждать зарплату. Муркар меня уверил, что будет всё нормально, главное, чтобы на ту работу которую я сделаю, можно было давать гарантию.

Итак, я начал работать в одном боксе, а в соседнем уже работал татарин, интересный мужчина, высокий, стройный, седой как лунь, его звали Марад.

Каждый занимался своим делом, работая с выделенной ему машиной по заказ-наряду.

Однажды я зашел в его бокс и увидел, что он примеряет деталь. Держать ее неудобно и я спросил, нужно ли ему помочь, придержать? Он сказал, что в данном конкретном случае помощь действительно не повредит, но вообще лучше не превращаться в постоянно помогающего кому-то человека. Так говорит, можно ходить весь день, помогать тому, этому, а в конце дня окажется, что ты не сделал свою работу и ничего за день не заработал. Поэтому он сам никому не предлагает помощь, и мне не советует.

Так в промежутках между делом, в обеденный перерыв или после работы, мы потихонечку разговаривали за жизнь. Оказалось, что он тоже всего пару недель назад устроился в этот Карсервис, то-есть мы были тут новичками.

Он рассказал, что у него был свой автосервис с автомагазином в Ногинске. Я рассказал, что у меня на юге тоже было несколько своих мастерских. Его бизнес закончился в тот момент, когда он ударил клиента который отказывался платить за работу. Клиент подал заявление в полицию, и Марад поехал на год в следственный изолятор ждать суда. 

Как потом выяснилось,у  этого человека со связями в прокуратуре была такая стратегия -  он примерно так же не заплатил за стройку своего дома, и строители поехали в изолятор. На том же месте оказался и Марад.  Когда вышел из изолятора, оказалось что он уже в разводе, в бизнесе никто, и звать его никак, а у жены новая жизнь… Моя история была по своему драматичная, но о ней в другом рассказе.

Время шло день за днём. Мы получили первую зарплату и она оказалась не той, которую обещали. Причины обычные - мы жестянщики свою работу сделали, но маляры ещё машины не открасили, арматурщики не собрали и клиент денег не заплатил.

Я поехал к Муркару в офис на беседу и предъявил претензии по поводу невыплаченных денег. По сути истребовал у него деньги на аренду квартиры, и он записал это как аванс. 

Как промежуточный вариант я предложил ему свое решение проблемы: я беру и доделываю до конца те машины, на которых я выполнил жестянку. Крашу, собираю - сдаём работу клиенту.

Он сказал, что такой возможности нет, так как в малярном цеху и покрасочной камере уже работают маляры, и он не может меня туда пустить… На это получил ответ, что если он не поторопит маляров и арматурщиков, я снова приду за деньгами через неделю и мне не важно как он их назовёт - авансом или зарплатой. Мне не подойдут обещания и объяснения, я хожу на работу просто потому, что мне нужны деньги на жизнь. В общем беседа прошла довольно резко, и отношения с директором я испортил.

У Марада ситуация была чуть лучше - ему давали такие машины, где покраски было немного и маляры их открашивали быстро. Однако, он тоже видел откуда ветер дует и понимал, что рано или поздно его тоже ждёт заморозка заработанных денег в неоткрашенных машинах.

В один день мы решили, что можем организовать работу лучше и неплохо бы открыть свой автосервис, чтобы как минимум работать спокойно, как максимум набрать людей и руководить ими. Затем начали размышлять о том, какую нишу выбрать. Поскольку мы в теме ориентировались достаточно хорошо, то перебрав все возможные варианты поняли, что есть огромная проблема и не решённая Боль у владельцев импортных, дорогих грузовиков, которые попали в аварию. 

В то время главным ресурсом поиска была газета "Из рук в руки". Исследование рынка производились при помощи анализа объявлений в нескольких выпусках газеты. Просматривая таким образом прошлые выпуски газеты, а у меня постоянно лежала на шкафу стопка этих газет, поскольку я их покупал и регулярно читал на предмет появившихся интересных разбитых автомобилей на продажу, идея действительно подтвердилось. 

Грузовые автомобили типа Scania, Маn, Mercedes, после аварии было очень сложно восстановить. Новая кабина стоила каких-то безумных денег, к тому же ее нужно было перебрать, переоформить и все это стоило денег и было непросто. 

Но поскольку мы были двумя жестянщиками с большим опытом работы, мы подумали: какая нам разница кабину грузовика восстановить или кузов легковой машины. 

В итоге мы решили занять нишу "Ремонт коммерческих автомобилей". 

Теперь, как сказал Марад, нам нужен для старта первый клиент. 

Я никогда не начинал работу без подготовленного помещения, но Марад сказал что это ерунда.

Вполне можно представить себе, что помещение у нас есть, а если будет воля Всевышнего, то как только мы найдём первого клиента, так сразу же найдём и помещение. 

В то время я таксовал на своей машине перед работой и после работы в автосервисе. Если бы не это, то жить было бы не на что с такими выплатами зарплаты как у Муркара и ему подобных директоров.

В связи с этим я очень много ездил по Москве. 

Как-то я заметил, что на МКАДе в районе Строгино, в отстойнике у поста ДПС, памятником стоит фура DAF с разбитой кабиной. Я подъехал, остановился, и вставил свою личную визитку в стекло водительской двери.  На оборотной стороне визитки от руки написал: "Мы можем восстановить Ваш автомобиль, звоните."

Таки да, я уже с полгода имел свои личные визитки, и специально для них купил себе золотой номер в МТС оканчивающийся на 9999.

Через несколько дней мне позвонил человек, представился владельцем разбитого грузовика который стоит на МКАДе, и его интересует действительно ли мы мы способны восстановить его автомобиль.

Я сказал что да, способны, и предложил встретиться. Он сообщил, что сейчас находится в Новороссийске и приедет через неделю. Мы договорились что по приезду созвонимся, встретимся, и обсудим детали. 

Вечером, после работы, я рассказал Мараду о том, что произошёл отклик на оставленную визитку, и что через неделю у нас потенциально есть первый клиент.  Затем поинтересовался, что теперь будем делать? 

Марад ответил, что теперь будем действовать по обстоятельствам и что решение вопроса с помещением он берёт на себя, но я тоже могу приложить к этому руки. Мы разъехались по домам. 

Я начал шерстить помещения под автосервис опять же через газету  "Из рук в руки". Звонил, ездил смотреть, но все было очень дорого. Ценник подходящего помещения начинался от 6000$, что было эквивалентно зарплате 4х жестянщиков при полной нагрузке... то-есть, чтобы оплачивать эту аренду, мы должны были в месяц иметь не менее 10 клиентов на кап.ремонтытобы оплатить аренду, комуналку и зарплату людям...не считая юр.лица и связанных с ним расходов.

Марад пропал дня на три. На работу в Карсервис не выходил, на звонки не отвечал и не перезванивал…

(Для меня до сих пор, привычка некоторых людей не отвечать на звонки и не перезванивать - это важный звоночек…)

Оказалось, что он эти три дня тоже занимался активными поисками. Москву он отверг как дорогой для нашего проекта город. И справедливо решил, что за нашей эксклюзивной  услугой клиент поедет и в Подмосковье. Не далеко, километров 20 от МКАД, например в Троицк.

Он сказал: "Саша, я в Москве нормальных денег за всё время заработать не смог, а в Подмосковье у меня всё срастается. Давай попробуем стартануть в Подмосковье?" 

Я такого опыта не имел и рассудил, что 20км от Москвы не так уж и много. Троицк нам был удобен потому, что Марад жил в Ясенево, а я арендовал квартиру на Тёплом Стане. 

С точки зрения трафика это было тоже удобно, с утра мы ехали в область в противофазе, и точно так же вечером, мы бы возвращались в противофазе.

Сплошная экономия времени. 

В общем, Марад всю эту длинную беседу затеял потому, что уже нашёл в Троицке в аренду большой утепленный ангар:) Я ещё не успел изучить его привычки, поэтому они для меня были в новинку.

Мы поехали с ним в Троицк, посмотрели вдвоём это помещение, цена аренды была $2000 в месяц, и мы решили что нам подходит.

На следующий день встретились с владельцем и договорились, что  помещение нам подходит, но мы можем в него заехать через неделю, когда получим предоплату от первого клиента. На том и попрощались.

И вот наступил тот день когда должен был приехать владелец Дафа, Дмитрий. 

Поскольку офиса у нас ещё не было, и приглашать его было некуда, мы решили назначить встречу на МКАДе, рядом с его автомобилем. Поговорить, назначить цену и дальше действовать по обстоятельствам.

А чтобы у нас было время для маневра, решили встречу назначить на вечер.

Дмитрий позвонил, и я, как и решили с Марадом, назначил встречу на вечер.

Мы встретились у его автомобиля. Выслушали его грустную, но очень поучительную бизнес-стори (ее я расскажу отдельно), и подошли к ключевому моменту встречи - оглашению цены, согласованию сроков и условий оплаты. 

У нас уже были готовы цены минимум и максимум. По ходу беседы, мы с Марадом поняли, что цену максимум назначать нельзя, так как клиент плакал горючими слезами, одет был бедно, обувь никудышная и он производил впечатление человека без денег.

Это был очень ответственный момент, назначить цену за работу, которую мы никогда раньше не делали. Я  заранее спросил у Марада, как мы будем оценивать эту работу? Я никогда раньше не ремонтировал грузовики, и имел очень примерное представление о том сколько времени уйдет на снятие кабины, её разборку до голого железа, потом покраску, потом сборку, и потом установку... 

Марад сказал: "Саша я тебя научу своему способу оценки работы. Нужно посмотреть клиенту прямо в глаза, и назвать самую большую цену, которую можно себе представить!."

И вот, глядя Дмитрию прямо в глаза, он назвал цену 5000 долларов за работу плюс расходные материалы и запчасти. 

Поскольку других предложений у человека не было, он согласился.  Тягач по факту восстановлению не подлежал. Рама была согнута. Кабина под замену. А новая кабина стоила около 4.000 долларов, не считая работы с рамой и ее покраской и заменой. Наше предложение было более чем выгодным. Нам такая цена тоже сначала показалась привлекательной.

К примеру, ремонт разбитой легковой машины, под восстановление с покраской, стоил тогда около 2500 долларов.

В итоге, мы пожали руки и вызвали эвакуатор для того, чтобы отбуксировать его грузовик в наш ангар.

Наступал кульминационный момент этой операции. Договора аренды на ангар у нас ещё не было. Ключей тоже. Но у нас был в машине клиент, который готов был вносить предоплату прямо сейчас, и автомобиль который необходимо было буксировать в наш автосервис.

Марад с этой частью справился легко. Он отошёл в сторонку, позвонил владельцу ангара, и рассказал ему ситуацию как есть. 

Что у нас есть клиент, что он не местный и ему нужно ночью уехать из Москвы, так что дело нельзя отложить до утра.

И если нам дают добро на аренду, то он делает предоплату, мы затягиваем автомобиль на территорию, а утром, мы внесем оплату и подпишем договор аренды. 

Арендодатель пошёл на встречу. Позвонил сторожу. Предупредил о том, что мы приедем, и что нас нужно впустить. 

Мы вызвали эвакуатор. Это был один из первых эвакуаторов для грузовых автомобилей в Москве. Новенькая, красная Скания, которая эвакуировала грузовые машины методом частичной погрузки. 

Пока мы дождались этого эвакуатора наступила ночь, и мы длинной процессией двинулись вслед за эвакуатором в Троицк. 

Дальше всё прошло по плану. Сторож открыл нам ворота, мы поставили разбитый грузовик на стоянку возле Ангара. В моей машине подписали договор (на заранее приготовленном, взятом взаймы у Муркара бланке договора) договор с клиентом. Получили 50% предоплату то есть 2.500 долларов.

Распрощались с клиентом и поехали в McDonald's отмечать начало нашего нового предприятия.

Дальше необходимо было организовать рабочее пространство. Закупить инструменты и отремонтировать взятый в работу автомобиль. С этим мы справились. Автомобиль сделали, денег на нем не заработали, но это уже совсем другая история, затянувшаяся для меня на два с половиной года, точнее целая серия историй.

Почему наш сервис не взлетел

2003 год. Итак, в один день, мы с моим партнёром Марадом начали свой очередной бизнес. Мы имели арендованный ангар, первого клиента и предоплату за работу.

Мы оказались "на берегу" и нужно было в оперативном режиме разработать правила взаимодействия. Условий нашего с Марадом партнёрства как минимум, и всей остальной деятельности как максимум.

Марад, как старший и опытный товарищ, предложил довольно удобную схему. 

Вот её основные принципы:

  • Работаем за наличные настолько долго, насколько сможем.
  • Всю выручку сразу делим пополам, каждый из партнёров забирает свою половину.
  • Тут же из этих денег каждый вносит свою половину для оплаты обязательных платежей. 
  • Ставок учредителей, директора, зам.директора, и прочих управляющих у нас в ближайший год не будет. Мы занимаемся управлением вдвоём бесплатно. 
  • Решения принимаем вдвоём. 
  • Если кто-то один имеет идею (например рекламную стратегию), а второй не согласен ее реализовать, то тот кто инициировал идею, может ее реализовать только за свой счёт. Из своей части денег после оплаты обязательных платежей.
  • Мы зарабатываем только зарплату как мастера в соответствии с заказ-нарядом. Каждый делает свою работу и отвечает за качество, сроки и гарантийный ремонт.

Марад занял первую вакансию жестянщика.

Я занял вакансию автомаляра.

Мы расписали принятую в работу машину по заказ-нарядам, и определили, что будем отдавать мастерам 40 % в фонд заработной платы.

Теперь нам нужно было закупать оборудование, строить перегородки для офиса, столовой, раздевалки и других подсобных помещений.

Ангар был абсолютно пустой. 

На этот счёт у нас уже был ранее составленный план:

Я обеспечиваю жестянщика всем необходимым, а Марад маляра.

У меня на юге, в моей мастерской, был полный комплект оборудования и инструментов для жестянщика. Общая стоимость того, что я должен был привезти была около 3500$.

Не хватало стапеля. Точнее у меня он там тоже был, но самодельный. Марад сказал, что такой нам не подойдет для серьезных задач.

Новый стапель стоил 3200$ и по договоренности я брал на себя его покупку. Для этого нужно было продать мой Volkswagen Passat, и этих денег как раз могло хватить на стапель.

У Марада, инструментов не было, точнее когда-то были, но он их недавно потерял, и со своей стороны, должен был взять в лизинг или денег в кредит на покупку покрасочной камеры. Стоила она тогда 14000$.

И тут "выяснилось" что Лизинг для нас закрыт, так как нет юр.лица. Юр. лицо Марад регистрировать отказался...ни ИП, ни ООО.

Основания вполне серьезные - клиентов у нас всего один, юр.лицо потянет за собой ежемесячные траты, мы их сейчас не можем себе позволить.

Когда я сказал что тогда ему надо просто взять деньги в кредит и купить покрасочную камеру, а мы в ней на платежи заработаем, он сказал что не станет на себя брать такой большой финансовый риск. К слову сказать, тогда однушка у МКАД стоила примерно 100.000$ и камера стоила 14% от стоимости квартиры.

В итоге у меня появилось неприятное ощущение, что партнёр не выполняет свою часть соглашения.

Сам я не мог выполнить эту часть, поскольку у меня тогда ещё не было Московской прописки, а Марад имея прописку в Москве, отказался брать кредит и оборудовать малярный цех тем, без чего качество нашей работы, сроки и перспективы ставились под угрозу.

По сути, в этот момент мне нужно было выйти из партнёрства. Не завозить свой инструмент и не продавать свой автомобиль для покупки стапеля.

Вернуть Мараду полученные мной деньги (предоплату за ремонт разбитого грузовика) и идти искать себе новое место работы.

Однако звезды светили иначе. 

Мне уже порядком надоело работать в чужих сервисах. Ситуация в них была такая же как и на нашем новом предприятии - никто не делал того, что обещал. 

Также у меня был в Москве арендован гараж в кооперативе, и в нем стоял купленный мной разбитый автомобиль под восстановление…

Эту машину я купил пол года назад с пробегом 80км. Человек только купил его и ехал из автосалона. На МКАД попал в аварию, разбил его вдребезги и выставил на продажу. 

Я мониторил такие машины и купил его. Но не учёл, что через неделю меня попросят из автосервиса, в котором я помогал при смене власти и в принципе, имел хорошие отношения с директором.

В итоге мне пришлось быстро снимать гараж для его хранения, так как он был частично с разбитыми стеклами... 

Аренда гаража тянула в месяц 35$ но гараж этот для работы был очень неудобен...узкий.

К тому же, я не мог найти автосервис, где бы мне разрешили загнать свой автомобиль и заниматься им в свободное время... 

Поэтому, взвесив все, я решил, что вот оно наше предприятие, и что с Марадом уж как-нибудь справлюсь.

Тем более, он предлагал разумное решение: как только заработаем денег, скинемся и купим покрасочную камеру просто за наличные.

В итоге я сказал: "Будь что будет!" и остался в этом бизнесе.

Мы начертили план расположения будущих помещений. Из полученных денег скинулись на покупку стройматериалов для строительства двух первых помещений внутри Ангара - столовой и офиса, и за неделю построили эти помещения по каркасной технологии. 

Я выслал своему отцу денег на бензин и попросил привезти с юга весь мой инструмент и оборудование для жестянки. Одновременно выставил на продажу свой Пассат. Состояние у него было идеальное - блестел, имел не прокуренный салон, мотор был после ремонта. Его купили буквально через три дня. Этих денег хватило на покупку стапеля. 

Когда через две недели отец привез инструмент, мы уже имели автосервис. В газетах были опубликованы объявления о том, что мы ремонтируем коммерческие автомобили и аварийные кабины грузовиков. В вакансиях мы искали сотрудников.

В ангаре у нас был офис, столовая. Был установлен новый стапель. Марад разбирал кабину грузовика и готовился ее снимать, а я вовсю занимался ремонтом купленного под восстановление автомобиля.

Рекламный телефон звонил. Отвечал на звонки я, Марад картавил и сказал, что ответственное дело приема входящих звонков пусть будет на мне, а текущие вопросы на нём.

Однако, покрасочной камеры у нас не было и ее появление откладывалось на неопределенный срок. Мы не могли красить на уровне дилерских центров. Хотя умели. Но покраска без камеры - это покраска с пылью. Этого избежать сложно.

Я считаю это первой и ключевой причиной того, что наш сервис не взлетел. Хотя мы продержались 2.5 года.

Об остальных - в следующих рассказах.

Как заполнить предприятие заказами

Как только мы наладили работу, дали первые объявления о приёме людей на работу, и взяли первых двух сотрудников, сразу стал вопрос о том, как сбалансировать наши возможности с количеством заказов, которые мы можем взять в работу.

Здесь снова столкнулись наши с Марадом взгляды на отношения с клиентами и сроки выполнения заказов. 

Он предложил действовать из постулата: "Берём всю работу какая придёт, а там разберемся. Тем кто будет возмущаться задержкой, все равно некуда будет деться. Машину то уже разобрали. Главное - сделать её не спеша, но качественно.

Я все предыдущие 10 лет работы придерживался другого принципа - делать работу вовремя и не брать на себя обязательств, заранее невыполнимых в срок.

Поскольку результаты моего десятилетия были не впечатляющими (кроме убеждения что я поступаю с клиентами так, как хотел бы, чтобы они поступали со мной), и богатым при этом я не стал, то я решил посмотреть что даст противоположная стратегия. Тем более, во время разделения обязанностей,  Марад взял на себя все внутренние переговоры с клиентами и сотрудниками, а я занимался всеми входящими звонками и первичным приемом машин в работу. Поэтому с психологической точки зрения я был "хороший" - обещал, а он "плохой" - объяснял почему не получается сделать то что я пообещал вовремя.

Также нам пришлось отойти от изначальной концепции "Ремонт коммерческих автомобилей" по той банальной причине, что подходило время оплаты аренды, а новых заказов, кроме нашего первого разбитого грузовика, не было.

Поэтому, кроме объявления о ремонте грузовиков в газете "Из рук в руки", мы дали объявление в местной газете о том, что рядом открылся новый автосервис по кузовному ремонту. По нему стали звонить и приезжать легковые машины, и мы стали их брать в ремонт.

Грузовики тоже обращались, но примерно один раз в два месяца. Вместе с этим, принося единовременно существенные суммы денег за ремонт.

Таким образом, через год мы стабильно имели в работе около 10 машин одновременно. В автосервисе работало 6 человек помимо нас при полной загрузке работой.

Мы справлялись с арендой и зарплатой вовремя.

При этом половина клиентов была недовольна сроками, но при этом довольна качеством.

Доходов как владельцы и руководители автосервиса мы по прежнему не имели.

Продолжение следует.

Как я красил машины без камеры

Продолжение рассказов "Партнёр" и "Почему наш автосервис не взлетел".

Поскольку покрасочную камеру мы не купили, 

для покраски машин я сделал внутри Ангара малярный отсек "по колхозному" из двух слоев плёнки, похожий на теплицу. После двух-трех покрасок машин внутренний слой пленки я снимал, выбрасывал и перед покраской, прибивал степлером новую плёнку. Пол поливал водой, одевал малярный костюм и красил практически без вытяжки, просто проветривая ангар после каждого слоя краски. С помощью инфракрасных ламп, там удавалось поднимать температуру до 40 - 50°, и для современных, двухкомпонентных лаков и красок этого было достаточно.

Пыль на лаке конечно же была, но я ее сошкуривал и  полировал. Поэтому качество конечной покраски было хорошим.

Но у этого способа были существенные недостатки: двойная трата времени маляра, затраты на полироль и круги, неоплачиваемые часы работы маляра, который вынужден был полировать машины бесплатно. 

Иногда, если не везло и на свежую краску садился какой-нибудь комар, или муха, и они начинали ползти по покрытию, оставляя борозду, деталь приходилось перекрашивать.

В такие условия, как  мы ни пытались, но не могли взять в штат ещё одного маляра. То-есть я разрывался между продажами, обработкой первичных звонков, общением с приезжающими клиентами и покраской машин.

В итоге я работал за троих как минимум, а получал зарплату одного плохого маляра. Так как хороший, работая в камере, за это время сделал бы в три раза больше заказов.

Дело это мне уже порядком надоело, и тут творец дал нам ещё один шанс.

"Вася" 

Продолжение рассказов "Партнёр" и "Почему наш автосервис не взлетел".

Однажды Марад приехал на работу в радостном возбуждении. Ну все говорит, нашёл я решение проблемы с покрасочной камерой! 

Оказалось, что он встретил Васю, который работал завскладом в автосервисе у Муркара. Это тот сервис, в котором мы с Марадом познакомились. Так вот, встретились они, поговорили о жизни и выяснилось, что Вася предложил Муркару открыть автомагазин, и у него есть для этого финансовая возможность, а Муркар отказался. Марад в свою очередь, предложил Васе ⅓ долю в нашем автосервисе, если тот вложит в предприятие 15000$, поскольку именно такая сумма является ⅓ от стоимости наших долей. 

Мне он рассказал, как сделал расчет стоимости наших долей. Получилось это просто: он взял и посчитал зарплаты директора и мастера-приемщика которые мы не получали в течении года, пока развивали сервис. Вася весь этот год не работал, но имеет нужную нам сумму и поэтому, он может быть нам полезен как партнёр.

В итоге, прямо как Остап Бендер в Васюках, Марад нарисовал радужные перспективы нашего автосервиса. Но, если к нам придет Вася и принесет свои деньги. Я сказал ок, пусть Вася приходит, будем общаться.

В итоге Вася приехал, посмотрел на наш автосервис полный машин, на штат работающих людей, покушал в нашей столовой (она появилась месяц назад вместе с поваром - женщиной из Таджикистана и наивкуснейшим пловом) и принял решение, что он готов войти с нами в долю.

На следующий день приехал Вася, просто положил на стол 15000$, а Марад торжественным голосом объявил Васю нашим равноправным партнёром. Никаких документов мы не подписывали, так как изначально никаких документов у нас не было. Человек вошёл в долю просто на доверии, впрочем мы работали уже год точно так же.

Когда Вася, оставив деньги на столе уехал, Марад вприсядку начал пританцовывать по офису размахивая стопкой долларов, смеясь и радуясь как ребенок! - - Скажи Саша, я крут?! Какой я молодец, смотри сколько у нас теперь денег! И все в таком роде… Эти деньги мы тоже разделили и каждый забрал с собой свою половину. На мой вопрос о том, когда поедем покупать покрасочную камеру, Марад сказал что решим завтра.

Завтра Марад на работу не пришёл и на телефон не отвечал. Послезавтра тоже. Когда он появился через три дня, оказалось что из 7500$ которые были у него, осталось только 2500$. Этих денег теперь снова не хватало на покупку покрасочной камеры...На вопрос куда он дел деньги, он зло ответил что это его доля, и что он сам решает куда ее потратить. Что у него была нерешенная проблема, и что он ее решил. На мое возражение что теперь у него появилась другая не менее серьезная проблема, он ответил, что это фигня, а не проблема. 

Когда приехал Вася, Марад рассказал ему какую-то басню о том, что нам запретили владельцы Ангара ставить внутри стационарную покрасочную камеру, но мы можем изготовить внутри ангара две самодельные камеры на две машины. И что его деньги пойдут на это.

Вася успокоился и уехал.

Уговорив меня вложить в строительство этих самодельных камер полученные мной 7500$(стоит заметить, что дар убеждения у Марада был), прибавив к ним оставшиеся у него 2500$ мы серьезно перестроили ангар. Мы сделали второй этаж, построили в конце Ангара две "колхозных" камеры вместо одной правильной и продолжили работать. Вася ждал прибыль, а ее всё не было.

Когда Вася в очередной раз приехал поговорить о прибыли, Марад повёл его по автосервису, показывая на недоделанные машины. Точнее побежал. Он почти кричал о том, что мы с Сашей тут ишачим, прибыли не видим, а он вот думает просто дал денег и все, теперь инвестор?! На самом деле теперь, чтобы получить прибыль и ему, Васе, надо прийти к нам в сервис и начать работать руками. А потом может быть и прибыль появится, и тогда мы ему сможем и его вложения вернуть и будет что делить. 

В итоге Вася решил заняться у нас ремонтом пластика. Мы купили специальный инструмент - Ляйстер, которым можно качественно сваривать практически любые пластики. Васе выделили рабочее место и он из инвестора, превратился в работающего партнёра. Заложника вложенных денег. Точнее он пытался варить пластик, но по факту большинство этой работы делал или какой-то сотрудник или мы с Марадом брали и варили нужную деталь для своей работы.

 У Васи было много дел дома - он был удачно женат, и деньги "на развитие" ему дал тесть. В итоге деньги он вложил, но прибыли не имел, а его жене требовался Вася весь, и с автосервисом она его делить была не готова. Даже когда он приезжал варить пластик, то вместо работы по 25-30 раз за день убегал говорить с ней по телефону. Мы ради чистоты эксперимента даже вешали листок, и ставили галочки, вот, она  ещё раз позвонила... Так что зарплата у Васи была в районе 100$ в месяц, при средней по автосервису в 1000$.

Ошибка Васи, как инвестора, была в том что он просто принёс в наш офис деньги. Если бы он купил покрасочную камеру, то его деньги были бы обеспечены залогом. И при неудачном раскладе, он мог бы эту камеру забрать и или продать, или поставить в другом месте.  В любом случае так было бы для всех лучше. Но этого не произошло.

Так прошёл ещё один год.

Несмотря на мелькнувшие деньги, которые мы даже подержали в руках, глабально ситуация не изменилась. Мы по прежнему не могли выйти в прибыль. Не могли взять на работу маляров и в связи с этим, не могли надеяться на улучшение ситуации.

Конец партнёрству

2004 год. Работа в автосервисе стала рутиной. За прошедшие 2.5 года мы сделали 5 разбитых грузовиков и много легковых автомобилей. У нас прявились постоянные клиенты. Одни занимались перегоном и продажей японских автомобилей. Другие выкупали новые разбитые машины у страховых компаний, мы их восстанавливали и они их продавали. Третьи просто часто били свои машины, ну и клиенты по рекомендациям у нас тоже были. 

В один обычный день у нас произошло небольшое ЧП. Один из постоянных клиентов привез к нам в ремонт пластиковый бампер с трещиной от джипа. Один из наших сотрудников заварил эту трещину, и во время шлифовки места сварки, зачем-то спилил пластиковые хвостики, за которые бампер крепился к кузову. Бампер покрасили и отдали клиенту - он должен был сам его установить. На следующий день был скандал - крепёжных хвостиков не было, и клиент не смог установить этот бампер. 

Марад почему-то отсутствовал, и мне пришлось решать этот внутренний вопрос.

Я сказал клиенту чтобы он пригонял машину, и мы ему сами этот бампер поставим, даже без этих хвостиков.

Машина приехала, я выслушал все претензии, и ответил, что порванный пластиковый бампер это деталь, которая по всем правилам идёт под замену. Мы эту деталь восстановили, но во время ремонта была допущена ошибка. Ошибка не критичная, бампер установить можно не на клипсы, а на саморезы в том месте, где крепёжные места спилили… 

Клиент машину оставил и уехал. 

Мы поставили бампер на место, снизу закрутили вместо клипс на саморезы и даже головки саморезов аккуратно покрасили в цвет авто. 

Когда заказчик вернулся, он начал кричать что так делают в колхозе, что ему эту машину с таким бампером за нормальные деньги не продать и что я ему должен купить новый бампер, покрасить и установить и тогда вопросов ко мне не будет.

В ответ он был послан... в суд и на независимую экспертизу как вариант поближе… Он уехал.

Далее события развивались стремительно. Когда я приехал на работу на следующий день, в офисе вместе с Марадом сидело ещё трое дядечек...Марад сказав что они приехали со мной поговорить из офиса вышел.

Мне рассказали как я был не прав, обидел уважаемого человека и поскольку этот вопрос на по хорошему решить не удалось, то теперь есть выбор, или на меня заводят дело о побоях и причинению ущерба этому заказчику(даже справка и свидетели уже готовы), или я беру деньги за свою долю в автосервисе и больше в нем не появляюсь.

Я спросил, какую сумму мне предлагают за долю. Предложили 10000$, но не сегодня, а через неделю. Я сказал, что мне надо с Марадом поговорить. Его позвали, оставили нас вдвоём, я спросил, что это было вообще и кто эти товарищи?

В ответ он рассказал, что я сам виноват, что обидел Володю, и вот теперь, Володя с друзьями предложил ему выкупить мою долю и он согласился…. 

Решение я принял быстро и легко. Работать с этим интриганом больше не хотелось. Вступать в борьбу за автосервис не хотелось тем более.

Я сказал что жду свои деньги, сел на машину и уехал. Это был купленный для разъездов по делам сервиса автомобиль ВАЗ 21043.

Через неделю мне денег никто не отдал. Через две тоже, а через три, я выбрал время и ждал Марада у его дома, и сказал что для него было бы хорошо, мою долю вернуть... мягко так сказал, по доброму:) Он начал жаловаться что все плохо, что после моего "ухода!" ушла целая бригада ребят из Белоруссии, и что он очень постарается взять у новых партнёров денег меня...Я сказал что всё понимаю, но если денег не будет, ситуация изменится. Марад знал меня уже достаточно, чтобы трезво оценить ситуацию.

Через неделю он позвонил мне и назначил встречу в Макдональдсе. Мы встретились. Он положил на стол стопку долларов, и сказал: "Саша, здесь 7000$, это вложенные тобой деньги. Мне не дали 10000$ как обещали. Хочешь бери, хочешь воюй." 

Я сделал выбор. Взял 7000$ и ушёл.

Прошедший месяц я не сидел сложа руки. Это время мы с моей женой тестировали свой новый бизнес, связанный с арендой недвижимости в Москве. У нас родился сын. Я был весь в семейных и деловых заботах.

Тратить силы на месть и разборки мне совсем не хотелось и я подумал, что Творец все без меня управит, и раз так случилось, значит это самый лучший вариант для меня. 

P.S. Через год, Марада с его новыми партнёрами выгнали из Ангара за долги по аренде. 

Вася, который принес 15000$ не вернул ни рубля.

Партнёры Марада не вернули ни рубля.

Через месяц после этого, в ангаре случился пожар и он сгорел. Кто сжёг - концов не нашли.

Обо всем этом я узнал от Марада через 4 года. Он позвонил мне, попросил встретиться. Я не отказал. Мы встретились.

Оказалось что после всех этих событий он заболел артрозом и больше не мог держать в руках инструменты и рихтовать машины - руки тряслись и кулак не сжимался.

Он начал играть на фьючерсной бирже. Стал заносить туда деньги из дома. В итоге жена его выгнала. В этот момент ему стукнуло 45 лет, нужно было менять паспорт, но жена с ним развелась выписала его из квартиры. Так он остался без паспорта и без дома. 

В тот момент, когда мы разговаривали, он работал у метро продавцом газеты 7дней и снимал койко-место в квартире вместе с другими продавцами...от него несло перегаром и выглядел он почти как бомж. Грязный, помятый и жалкий.

Он рассказывал что у него есть новая супер-идея, и просил 100$ в долг для ее проверкт. Ещё рассказал что ему жаль, что наше партнёрство так закончилось. 

Я выслушал все истории, дал ему 500 рублей и мы разошлись как в море корабли. Больше я его не видел и не слышал. Хотя мой номер телефона запоминается легко и он не менялся с 2002 года.

Так закончилась эта история. 

Я очень многому научился за то время и понимаю, что если бы я не прожил все те события, то не было бы новых, не менее интересных, о которых я надеюсь тоже напишу, а я, был бы другим человеком.

© Ни одна часть этого произведения не может быть опубликована нигде без письменного разрешения автора.