О том, что такое воспитание ребёнка в 6 лет, многие родители начинают задумываться заранее.
Взросление ребёнка можно сравнить с процессом восхождения альпиниста на вершину, на каждом этапе которого он встречается с различными трудностями. Развитие ребёнка не что-то постепенное, гладкое: это процесс, сопровождающийся кризисами. От успешного преодоления этих ключевых этапов зависит успех взросления в целом.
Поскольку задачи каждого этапа человеческого восхождения разные, то и воспитывать нужно в значительной мере по-разному.
Это не значит, что нет общих педагогических законов, равно актуальных для любого возраста: они есть. Но здесь речь пойдёт именно о специфике взаимодействия взрослого с ребёнком определённого возраста: тема этой статьи – воспитание ребёнка 6 лет.
Вызов 6 лет
Достаточно очевидно, что пять лет –ещё возраст беспечности. Для малышей важнее всего безусловная любовь мамы, теплота и защищённость их семейного мира, их дома. Хотя уже большую роль играет общение со сверстниками, однако сложных задач перед растущим человеком жизнь пока не ставит.
В шесть лет происходят изменения в образе жизни малыша и в отношениях с близкими. Такой возраст уже воспринимается как предшкольный. А школа, куда большинство детей идут в семь лет, это важный этап развития, социализации, взросления. Все родители определённым образом изменяют своё отношение к ребёнку приблизительно в этом возрасте.
Если раньше малыш чему-то учился незаметно, играя, но теперь от него требуют дисциплинированности, старательности и усидчивости. В детском саду начинаются систематические занятия.
Если раньше отношение родителей определялось тем, что это наш малыш, мы его любим за то, что он наш, что он милый, послушный, то теперь в отношения с близкими проникает новый мотив: требовательности, необходимости соответствовать этим требованиям.
Малыш уже не для своей семьи только существует: его готовят к выходу в большой мир и хотят, чтобы он был успешен в этом большом мире. Вот что такое воспитание ребёнка 6. Такова специфика этого этапа взросления.
Что требуется от ребёнка
Чего требует от малыша этот вызов? Что нужно ему, чтобы получить в школе и за её пределами то образование, которое даст ему устойчивое положение в жизни?
Ребёнок к этому времени должен уже достаточно пропитаться любовью близких и детским беззаботным счастьем. В этом случае он эмоционально устойчив и готов идти дальше.
То есть, как всегда бывает в развитии, успех следующего этапа в значительной мере зависит от того, насколько успешными были предыдущие этапы. Воспитание детей 5-6 лет (и до этого) обеспечивает задел, своего рода фундамент для движения вперёд.
Если в отношениях с близкими у малыша всё хорошо: его любят, он счастлив – то у него есть точка опоры, с помощью которой он способен если и не повернуть мир, то в значительной мере изменить себя, свои привычки и мироощущение. Что и требуется на каждом из этапов взросления.
Малыш должен постепенно учиться делать не то, что хочется, а то, что надо. Это уже воспитание детей 6-7 лет, его специфика. Чтобы ребёнок не воспринимал необходимость этого как нечто плохое, отрицательное, он должен почувствовать, что у него не только отнимают часть детской беззаботной свободы, которой он прежде пользовался, не только мешают весь день играть и развлекаться, но и что-то дополнительное дают. Что в его жизни появилось нечто новое, именно положительное, хорошее и приятное для него.
Только при этих двух условиях: если ребёнок счастлив и благодаря этому готов двигаться дальше в развитии,и если у него не просто отнимают часть его свободы, но и дают взамен нечто для него очень привлекательное – растущий человек сможет без особых проблем справиться с вызовом жизни.
Что нужно дать ребёнку?
Что же должен получить ребёнок взамен частично отнятой у него детской свободы? Он должен получить уважение взрослых, прежде всего, близких взрослых: папы, мамы, бабушки и дедушки, старших брата или сестры. Его статус в мини-социуме своей семьи меняется.
Раньше его любили, но он не участвовал в принятии важных решений. О нём все заботились, опекали, но он сам никого не опекал. Теперь ситуация должна измениться.
Малышу нужна не только любовь. Он нуждается и в уважении. Успехи в умственном развитии, в подготовке к школе, новые знания дают ему уважение близких взрослых, повышая его значение в семье. В какой-то мере маме и папе нужно научиться новому отношению к своему чаду: как к взрослому, как к труженику.
Это не значит, разумеется, что отношение родителей резко изменится. Всё лучше делать очень постепенно. Но новые нотки появляются, и они звучат всё громче.
Так постепенно малыш привыкает к изменению своего статуса: с ним уже в большей степени считаются, он уже почти школьник, он учится, от него ждут каких-то достижений, успеха. И надо соответствовать этим ожиданиям.
Это и неприятно, потому что трудно. Но и приятно, потому что даёт чувство своей значимости, важности, своей человеческой силы, какого прежде не было.
Вот именно это чувство и должны внушить ребёнку мама и папа. Тогда всё будет нормально, не без трудностей, но они будут преодолены.
Как менять отношения с ребёнком
Трудно ли это для родителей: менять своё отношение к ребёнку по мере его взросления? Есть разные родители. Большинству родителей не очень трудно. Но если для мамы (обычно такая проблема возникает именно у них) очень важно быть всем для малыша, быть его Богом земным, то эмансипация ребёнка становится для неё тяжёлым испытанием. Она сама психологически не готова отпустить его от себя, дать ему больше самостоятельности. Ей хочется продолжать опекать его, нравится, чтобы он был полностью зависим от неё. В этом случае перед мамой, а значит, и перед её чадом, стоит сложная проблема.
Если такого комплекса у мамы нет, ей просто следует осознать, какие задачи стоят перед её малышом и перед ней самой. Нужно учиться строить деловые отношения с новоявленным учеником, будущим школьником. Он постепенно привыкает к новым требованиям к себе. При этом сохраняя уверенность в том, что мама любит его не за его успехи в обучении, а за то, что он её ребёнок, любит его самого по себе.
А вот папа может показать малышу, что его отношение определяется именно его успехами. Любовь отца обусловленная, а не безусловная, как у матери. Она обусловлена именно успехами растущего человека. Если он делает всё, что должен делать и есть результат, папа показывает, что доволен им. И наоборот. Это стимулирует рост и развитие, так как каждому ребёнку хочется, чтобы папа был им доволен.
Если раньше малыш был только малышом: маленьким забавным существом, объектом любви и заботы – то теперь он становится сотрудником и другом. С ним уже можно обсуждать какие-то проблемы, чем-то делиться. Так меняется общение мамы с ребёнком. Она уже не только мама, но и старший соратник, и друг.
Это интересно и увлекательно, потому что человеческие отношения – очень интересная, творческая по сути своей сфера нашей жизни. Мы можем получить массу положительных эмоций, меняя свои отношения с ребёнком и наблюдая, как меняется он сам.