Найти в Дзене
Душкин объяснит

Книга: Батанов К. — Ни хао!

Батанов К. Ни хао! Как вести дела с китайскими партнёрами / Константин Батанов. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 304 с.

Рецензия: Отличная книга для тех, кто хочет понять Китай с точки зрения ведения бизнеса там или с китайскими партнёрами здесь. Будет прекрасным настольным пособием для всех, кто питает какие-то иллюзии относительно «Китайского дракона». Розовые очки, которые могут появиться от одного посещения этой страны, снимаются напрочь. Впрочем, пока я читал, у меня не выходило ощущения, что вся эта «китайская грамота» с их сратагемами и 5000-летним искусством войны — это всё какой-то детский сад. Просто у них это всё вкладывается в каждого человека на уровне культурного кода, поэтому китайцы кажутся чуждыми инопланетянами обывателю. Тому же, кто прошёл школу ведения бизнеса в западных условиях все эти стратагемы кажутся слегка банальными. На мой взгляд — руководители, получившие западный тип образования, поднимаются намного выше в понимании реалий бизнеса в любом обществе, чем любой китайский человек, научившийся ведению дел, продавая барахло на базаре, а потом открывший фирму. Да, если 5000 лет заниматься недеянием и пялиться в свой пупок, то ничего другого и не получится. Но, тем не менее, знать и понимать всё это надо, а потому эта книга — прекрасный образец литературы, которую должен прочитать каждый российский предприниматель, который только лишь задумывается о том, как открыть бизнес с Китаем или в Китае.

Источник изображения: Google Foto
Источник изображения: Google Foto

Краткое содержание: В книге довольно интересно даётся общая информация о Китае и его народе, культуре и различных особенностях, с которыми может столкнуться не турист, а предприниматель, решивший открыть для себя полуторамиллиардный рынок. Первая половина книги посвящена именно такому описанию, причём оно довольно интересно. Потом идёт несколько более скучное и часто формализованное описание 36 китайских стратагем в их применении именно к бизнесу с точки зрения того, как иностранный руководитель будет сталкиваться с ними в Китае, либо сможет сам применять их. Как минимум, эта часть книги крайне полезна, чтобы понимать, что находится в мозгах у китайцев, которые впитывают эти стратагемы с молоком матери (спойлер — ничего хорошего). Наконец, заключительная часть книги содержит некоторое количество конкретных советов о поведении в китайском коллективе с точки зрения владельца бизнеса или руководителя. Эта часть также очень интересна.