Психологи утверждают: чем холоднее климат, тем больше возможностей для творчества. На улице некомфортно, есть возможность уединиться и заняться живописью, скульптурой, музыкой… Говорят, что шведскому гитаристу-виртуозу Ингви Мальмстину принадлежит фраза: «Год выдался холодный и дождливый, заниматься было нечем, поэтому я решил сосредоточиться на гитаре». Россия всегда была богата на таланты, но территории, входящие в Северо-Западный федеральный округ, просто какой-то Клондайк гениев. Один Санкт-Петербург чего стоит.
Весь мир — под кистью
мурманского художника. Коренной мурманчанин Виталий Бубенцов родился в 1944 году. Окончил Ленинградское художественное училище им. В. Серова и Ленинградский художественный институт им. И.Е. Репина в мастерской монументальной живописи, а в 1972 году вернулся в родной город.
Сегодня он преподает в Мурманском арктическом государственном университете на кафедре искусств, сервиса и туризма. Но известен он не только и не столько преподавательской деятельностью. Достаточно перечесть его награды: заслуженный художник России, дважды лауреат премии губернатора Мурманской области, лауреат премии мурманского обкома комсомола, лауреат АСТЭС (Ассоциации творческих союзов), обладатель серебряной медали Российской академии художеств, золотой медали имени В.И. Сурикова Союза художников России.
Около 10 лет он возглавлял Мурманское отделение Союза художников РСФСР, был главным художником города Мурманска, членом зонального выставкома, руководителем молодежной группы «Кольская атомная» и зональной группы «Кольская».
Произведения художника хранятся в собрании Мурманского областного художественного музея, Мурманского областного краеведческого музея, в фондах Дирекции выставок Союза художников России, в ряде российских и зарубежных музеев, в организациях и учреждениях Мурманска и Мурманской области, в частных собраниях в России и за рубежом.
Его персональные выставки проходили в Мурманске, Рованиеми (Финляндия), Иде (Голландия) и других городах. Среди наиболее значительных произведений — работы маслом «Песни Беломорья», «Большой улов», «Ночи Беломорья», «Яблочный спас», серия акварелей «Поморье».
«Для меня как для художника и человека, родившегося здесь, Север вбирает в себя многое. Это место где нужно жить, преодолевая трудности, — рассказывает Виталий Бубенцов. — Жизнь здесь делает человека более дееспособным и не дает ему расслабиться. Когда я путешествовал с полярниками, чувствовал это и замечал, что, кроме всего, необходимо находить то прекрасное, что есть на Севере».
Про «преодоление трудностей» художник говорит без лукавства. После седьмого класса он уехал поступать в Ленинградское художественное училище, несмотря на то, что его отец видел сына моряком, а к художникам отношение было снисходительное. И тем не менее родители отнеслись с пониманием к решению сына и благословили на дальнейшее творчество.
Одна из наиболее известных картин Бубенцова описывает жизнь мурманского порта.
«Думаю, что для каждого жителя Мурманска, тем более художника, порт — это важный источник вдохновения. Здесь возникают настоящие мурманские образы, в которых сосредоточена энергия города-порта», — считает Бубенцов. Художник показывает в своих полотнах жизнь самых разных городов России и зарубежья. Голландия и Норвегия, Фарерские острова и Шпицберген, Лапландия и Карелия, средняя полоса России и Туркмения и даже 9 тыс. миль на паруснике «Седов» от Санкт-Петербурга до Мадейры — все эти путешествия нашли отражения в творчестве мастера.
Творцы с Королевской горы
Калининград, как известно, до 1946 года носил название Кенигсберг, что переводится с немецкого как «королевская гора». Одним названием городу было предначертано занять особое место на карте как родине известных людей. Эрнст Гофман и Иммануил Кант, Карл Брюллов и Эрнест Бирон, Олег Газманов и Александра Яковлева — список очень внушительный.
Среди них известный писатель Евгений Гришковец занимает особое место. Редко, когда в наши времена знаменитостью становится писатель. У поп-исполнителя или видеоблогера шансов больше. Но Гришковец доказал, что популярным может стать и современный писатель. Моноспектакль «Как я съел собаку» многократно исполнялся автором в разных городах России и Европы и даже был переведен на несколько языков.
«Гришковец писал и продолжает писать современные истории о смешных и трагических пустяках, из которых состоит наша жизнь. Бытовая ссора, хронический недосып, разбитая банка с маринованными огурцами… Любая ерунда под пристальным взглядом писателя приобретает размах почти эпический, заставляет остановиться на бегу и глубоко-глубоко задуматься», — говорил о писателе Ян Шенкман в обзоре для «Независимой газеты».
Назвать Гришковца стопроцентным калининградцем сложно, поскольку родился он в Кемерово. Но в 1998 году он поменял место жительства и сегодня входит в список «Известные люди Калининграда».
В интервью газете «Комсомольская правда» Гришковец рассказывал так: «У меня не было мечты. Правда! Вот сейчас я взрослый, и у меня есть дурацкая мечта. Мне очень хочется сыграть военного. Но по возрасту, понимаю, мог бы играть только генерала… А так… Скорее я никем не хотел работать, а если буду работать, то так, чтобы не нужно было рано утром на работу. Дед переживал, что фамилия Гришковец может оборваться. А я вот его успокаивал, говорил, что прославлю фамилию, обязательно прославлю».
Композитор застывшей экономики Петрозаводска
Имя архитектора Елены Ициксон известно не только в Карелии, но и за ее пределами. Историк, архитектор, краевед и просветитель, она известна своими лекциями, такими как «История архитектуры Петрозаводска: город, здания, мастера».
Елена Ициксон — член правления Союза архитекторов Карелии, государственный эксперт Министерства культуры РФ. Ей приписывают афоризм «Архитектура — это не застывшая музыка, а застывшая экономика».
«Архитектура — это не отдельные здания и сооружения. Это пространство, в котором обитает человек. Мастерство архитектора — создать такую среду, в которой человеку было бы комфортно находиться», — считает Елена Ициксон.
Среди ее работ — здания и сооружения не только в Петрозаводске, но и в районах Карелии. Например, библиотека в Суоярви.
Но еще больше Елена Ициксон известна отстаиванием своей точки зрения о сохранении исторического облика города.
«Чем цивилизованней страна, чем цивилизванней город, тем больше они ценят свою историю, свою культуру, свое наследие, и они стараются не разрушать, сохранять фрагменты своего наследия: центр — сердце своего старого города», — считает она.
Мастерство не терпит суеты
И все-таки без упоминания Северной столицы не обойтись. Художника Стаса Бородина своим считают как Санкт-Петербург, так и родной Котлас в Архангельской области.
Стас Бородин — живописец, член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. Он окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института. Художественное формирование проходило под руководством известного московского живописца В.Г. Вейсберга. Девятилетнее общение с большим мастером стало для начинающего художника школой высокого профессионализма.
С 1974 года Стас Бородин — педагог художественных школ в Ленинграде.
Искусствовед Татьяна Бородина отзывается о мастере так: «Творчество Стаса Бородина не входит в ряд типичных явлений современной художественной ситуации. В период глобального увлечения авангардом художник не поддался «автоматизму новаторства», а обратился к достижениям живописной культуры и нашел свои формы их развития…» Великие традиции французской пленэрной школы XIX-ХХ веков, почти забытые в живописи нашего времени, всегда были близки этому петербургскому художнику. Творчески объединяя открытия пластических возможностей цвета, художник решает многообразные задачи пленэрной картины.
Стас Бородин пишет только с натуры. Искусствоведы так комментируют его выставки: «Свет в его полотнах наполняет жизненной силой полифонию оттенков. Светоносность цвета многосложна и выразительна. Реальность в его работах предстает в своеобразной первозданности, отрешенной от обыденного. Возникает идеальный образ, для которого характерны вечные категории, но он пережит очень интимно. Глубокое пространство композиций, гармония сложной цветовой структуры, цельность пленэрного ощущения среды настраивают на созерцательность. В суете войти в мир этого художника невозможно».
Когда мэр не только госслужащий
В Архангельской области в 2008 году появился интересный памятник первостроителям Коряжмы, изготовленный из черного мрамора. Он представляет собой монумент на невысоком постаменте в виде кирпичной стены с возвышающейся стрелой строительного крана справа и строительной каской слева.
Памятник установлен к 55-летию основания треста № 6 Главархангельскстроя по инициативе ветерана предприятия Николая Ларионова.
На лицевой стороне написано: «Доблестным первопроходцам, строителям Коряжмы посвящается». А на тыльной — «Вы родную Коряжму подняли, как знамя! Как свершение века, как гимн созиданья!»
Самое интересное, что его автором выступил не профессиональный художник, а тогдашний мэр города Валерий Елезов. Глядя на его биографию, сложно представить творческую натуру.
Он родился в деревне Шабаново Вельского района Архангельской области; окончил Новосибирское высшее военное командное училище по направлению «командно-тактическая подготовка», Поморский государственный университет по специальности «государственное и муниципальное управление»; служил в органах госбезопасности, майор запаса ФСБ РФ. С 2004-го по 2008 год являлся депутатом Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва. В 2008 году был избран главой муниципального образования «Город Коряжма», где работал почти восемь лет. И одна из основных задач, которые он ставил перед собой, — это развитие строительства в городе. Неудивительно поэтому, что и отношение к тем, кто стоял у истоков создания Коряжмы у него особое.
Несмотря на то, что Коряжма получила статус города только в 1985 году, памятник первостроителям относится к тем достопримечательностям, которые упоминаются в справочниках, посвященных культуре всей Архангельской области.
Сталкер из Ухты
В 1990 году резко изменилась жизнь у русскоязычных девушек по имени Алиса. Именно тогда ухтинец Андрей Державин написал песню, которая прославила коллектив «Сталкер».
Совместно с популярным коллективом «Рондо» «Сталкер» колесил по гастролям. Внезапно у Державина появилось невероятное желание взять лист с карандашом и вылить все, что тогда было у него на сердце.
«Мы ехали в автобусе, пили вино, как-то общались замечательно, и в какой-то момент я сел к окну и стал думать: елки-палки, сколько это будет продолжаться? Вот группа «Рондо», она великая, ее знает все страна, а нас, конечно, тоже знают, но вот нам бы песню какую-нибудь. И вот в таких мыслях я присел к окошку», — рассказывал Державин.
История композиции складывалась мистическим образом. Фраза «Не плачь, Алиса», которая и дала жизнь песне, появилась из ниоткуда и не должна была занимать роль главной в шлягере. Все произошло само собой.
«Мне пришла в голову незатейливая мелодия. Я ее записал в блокнотик, а чтобы ритмику не забыть, нужна рыба, знаете, есть рыба стихотворная. Я внизу написал «Не плачь, Алиса» и отдал Сереже Кострову. И вот Сережа решил не менять эту строчку», — говорит Державин.
Родители Андрея Державина никакого отношения к музыке не имели, оба были геофизиками и надеялись, что сын пойдет по их стопам. Однако он с ранних лет увлекался музыкой и вокалом, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, а заодно научился играть на гитаре.
«В старших классах я уже профессионально играл на танцплощадках и в ресторанах, получал за это неплохие деньги. Но когда об этом стало известно родителям, у нас случился серьезный конфликт. Работа в качестве музыканта, тем более ресторанного, в нашей семье не входила в понятие о прекрасном. Мои родители трудились инженерами-геофизиками, имели по два высших образования. Они настояли, чтобы я тоже получил серьезную специальность», — говорит музыкант.
После окончания школы он поступил в Ухтинский индустриальный институт. Любопытный факт: он учился вместе с Романом Абрамовичем.
Свое увлечение музыкой Державин не оставил, а вместе с друзьями создал группу «Сталкер», в которой заявил о себе и как вокалист. Музыку для коллектива писал Андрей Державин, также он выступал в роли клавишника, аранжировщика и вокалиста.
После распада «Сталкера» Державин сначала работал сольно, а потом был приглашен клавишником в легендарную «Машину времени», где проработал до 2016 года, не переставая думать о возрождении своего коллектива.
«В 2017 году я понял, что гастрольные графики «Машины» и «Сталкера» будут пересекаться, и поскольку подводить друзей не в моих правилах, я решил уйти», — говорил музыкант, когда прощался с «Машиной времени».
Недавно Андрей Державин выпустил в свет новый альбом «Песни о хорошем». Цифровой релиз двух частей пластинки, в которые вошло в общей сложности 18 композиций, состоялся в сентябре 2019 года.