Найти в Дзене
Культурное Кино

"Неограненные драгоценности": аттракцион, который спродюсировал Мартин Скорсезе

За 6 лет студия "A24" стала одним из главных игроков американской авторской сцены.

Подобный ярлык можно повесить на множество инди-студий, но "A24" выделяется даже на поприще "голодных художников", которые доводят неочевидные для мейджоров картины до фестивалей, международного проката и крупных стриминговых сервисов.

Студию, которая дает авторам свободу, не мучает их правками, а проекты выбирает не по коммерческому потенциалу (умом), а по, простите, художественной ценности (душой), основали в 2012-м году Дэвид Фенкель, Джон Ходжес и Даниель Катц.

В 2015-м (через 3 года) году "A24" выпустила 11 картин, которые принесли ей 3 Оскара — в том числе за лучшую женскую роль.
Еще через год студия забрала главную статуэтку (хотя к победе "Лунного света" по-прежнему много вопросов), а в 2017-м выпустила большинство лучших авторских картин: от "Горе творца" и "Проекта Флорида" до "Убийства священного оленя" и "Леди Берд".

В том же 2017-м "A24" запустила в прокат тогда самый большой проект молодых режиссеров братьев Сэфди — "Хорошее время" с Робертом Паттинсоном.

"Хорошее время"
"Хорошее время"

Успех картины позволил постановщикам взяться за "проект мечты" — долгострой о еврее ювелире, который пытается выжить в криминальном Нью-Йорке.

Одним из продюсеров ленты стал Мартин Скорсезе, — любимый братьями режиссер, на работы которого, как и в целом "Новый Голливуд", они постоянно ссылаются в своих проектах, — а на главную роль позвали Адама Сэндлера, который на протяжении 30-летней карьеры играл то в провальных комедиях, то в середняках, то в авторских шедеврах.

Получилась одна из лучших картин 2019-го года, из-за которой критики накинулись на академиков, прокативших "Драгоценности" мимо оскаровских номинаций.

"Неограненные драгоценности"
"Неограненные драгоценности"

Говард Ратнер (Адам Сэндлер) продает различные побрякушки в криминальном районе Нью-Йорка. За пуленепробиваемой дверью его магазина можно найти бриллиантовых гремлинов, фальшивые Rolex за 200$ и хозяина, который постоянно говорит по телефону с теми, кому должен.

Все должен изменить опал, который Говард купил у "африканских евреев". Через несколько дней камень продадут на аукционе — предполагаемый миллион решит все проблемы ювелира и окупит потраченные "100 тысяч долларов и 15 месяцев".
Все, что нужно Ратнеру — ждать, но он одалживает минерал баскетболисту, который почувствовал "связь" с опалом, а все деньги ставит на матч NBA.

"Неограненные драгоценности"
"Неограненные драгоценности"

Неограненным алмазом можно назвать каждый элемент истории: опал в центре повествования; Адама Сэндлера, который расцветает, когда режиссеры вроде Сэфди и Баумбаха дают ему хороший драматический материал; и сам сюжет, который режиссеры покрывают горной породой различных шумов.

Новая работа Сэфди — апогей того, за что их любят и ненавидят.
Многие режиссеры авторского кино создают дискомфорт за счет насилия (Гаспар Ноэ, "Необратимость"), показной артхауности (привет Лантимосу с "Фавориткой" и "Убийством священного оленя") или ощущаемой зрителями боли героя (Дэнни Бойл, "127 часов").

"Необратимость"
"Необратимость"

Братья "делают больно иначе".
Их картины наполнены ультрафиолетом, ядовитым красным, блеском и суматохой, от которых можно вспотеть или заработать головокружение. Этот эффект дополняет и нарочито нервная операторская работа, за которую в "Драгоценностях" отвечает Дариус Хонджи, снявший и в меру спокойный "Затерянный город Z" Грэя, и четвертого "Чужого", и "Слишком стар, чтобы умереть молодым" Рефна, следы визуального стиля которого видны в работах Сэфди.

"Слишком стар, чтобы умереть молодым"
"Слишком стар, чтобы умереть молодым"

Братья все 135 минут показывают почему для "Неограненных драгоценностей" им нужен был большой бюджет.

Аудио-визуальный хит-парад из блеска дорогих камней, суматохи узких улиц Нью-Йорка, телефонных разговоров и шума аппаратуры, актерский состав с некогда самым высокооплачиваемым актером Голливуда и звездами, вроде The Weeknd'а, Кевина Гарнетта и Майка Франсесы — компоненты, которые не могут позволить начинающие режиссеры с пригоршней долларов на фильм.
Сэфди не используют громкие имена как приманку — с помощью звезд постановщики создают обстановку, в которой вертится Говард, и делают ее более реалистичной. Поэтому над "Неограненными драгоценностями" работали больше десяти лет — возможно по той же причине действие перенесли в 2012-й, несмотря на то, что Гарнетта мог бы заменить условный Карри из проблемного "Голден Стэйт".

The Weeknd в "Неограненных драгоценностях", фото: JULIETA CERVANTES
The Weeknd в "Неограненных драгоценностях", фото: JULIETA CERVANTES

Адам Сэндлер, который играет здесь свою лучшую роль, — главное украшение новых работ Сэфди, у которых также снялся в короткометражке "GOLDMAN v SILVERMAN". Его образ и манеры одновременно отталкивают и притягивают, скользкий характер раздражает, а стереотипный акцент еврейского торговца делает образ узнаваемым.
Братья идеально работают с актерами с неоднозначной карьерой — у них мы увидели лучшего Паттинсона, с ними же вспомнили о мастерстве Сэндлера. То, что комика не номинировали на Золотой Глобус и Оскар — одна из главных несправедливостей наградного сезона 19/20; то, что вместо него на награды претендует Феникс за "Джокера" — цирк.

"Неограненные драгоценности"
"Неограненные драгоценности"

Сложно представить "Неограненные драгоценности" как проект мечты. Так же, как и что коммерческий успех "Тора" дает возможность снять фильм о мальчике-нацисте, а возросший после авторского хоррора бюджет используют для картины про сумасшедших смотрителей маяка, снятой на 35-миллиметровую пленку. Тем не менее, Сэфди, Вайтити и Эггерс доказали, что большое финансирование может не только "опопсить" художника, но и открыть ему двери к неожиданным решениям, которые кажутся архаичными и/или табуированными.

За подобные проекты мы должны благодарить "A24", которая если не напрямую занимается авторскими проектами, как "Маяком" и "Неограненными драгоценностями", то влияет на индустрию, которая становится более открытой к ним.

Студия ставит на самобытных авторов, как Говард ставит на стареющего баскетболиста.

"— That's the dumbest fuckin' bet i ever heard of.
— I disagree."