Поговорили с Михаилом Ивановым, сооснователем издательства «Манн, Иванов и Фарбер», о его проекте Smart Reading. Это издательство, которое специализируется на составлении саммари – краткого содержания полезных книг. Недавно часть библиотеки Smart Reading стала доступна в Storytel и уже успела отлично себя зарекомендовать.
– Как вам пришла идея запустить Smart Reading? В чем главная привлекательность этого проекта для пользователей?
– «Чеши там, где чешется», – было написано в одной хорошей книге. То есть создавай бизнес вокруг потребности, которая есть у тебя. В «Манн, Иванов и Фербер» я издавал много хороших книг и продолжал покупать еще больше, но времени на их чтение у меня не было. В такой же ситуации находятся все современные работающие люди. Недавно я делал исследование, что и как читают руководители компаний. И они читают все меньше. Хорошо сделанное саммари помогает быстро вникнуть в тему. Если его не хватает, то тогда можно уже прочесть всю книгу.
В России Smart Reading помогает получить доступ к саммари на книги, которые еще не изданы на русском языке, а возможно, уже никогда не появятся. Издатели очень консервативно подходят к формированию портфеля. Для них любая новая книга – это инвестиционный проект, только прямые издержки на который составляют 10–12 тысяч долларов и полгода работы.
Мы же делаем саммари очень быстро. Почти сразу после выхода интересной нам книги на английском языке. Например, совсем скоро у нас появится новая книга Диамандиса (институт Сингулярности) и книга нынешнего CEO Disney.
– Если саммари сделано хорошо, оно сохраняет ключевые идеи. Саммари всех русскоязычных авторов мы посылаем на утверждение самим авторам. Более того, к нам довольно часто обращаются авторы книг с предложением включить саммари на их книгу в нашу библиотеку.
Мы сделали больше 600 саммари и постоянно улучшаем процесс работы над текстами. Помимо саммари, мы делаем инфографику – графическое выражение идей на одной иллюстрации.
В книге Стивена Кови «Восьмой навык» почти 500 страниц. Как вы думаете, можно ли сократить описание одного навыка до 10 страниц?
– Чем вы объясняете такой успех Smart Reading? Вы рассчитывали, что сервис будет пользоваться такой популярностью?
– Что вы, мы еще даже не сделали первый шаг. О Smart Reading знает меньше 1 % тех, кому он был бы полезен.
Мы пришли из издательского бизнеса и сейчас хорошо понимаем, что попали в технологический. 80 % потребления идет через приложения. У нас есть приложение для iOS и Android.
– Кто – и по каким принципам – выбирает книги для Smart Reading?
– Книги выбирает главный редактор. Мы закрываем все интересные новинки и портфель классических бизнес-книг. Из топ-50 Amazon и Оzon раздела нон-фикшен у нас есть почти 80 %.
В МИФе я выбрал более 2 000 книг. Создав Smart Reading, я будто попал в детский магазин с неограниченным бюджетом. Поскольку саммари – это отдельный тип прав, я мог выбирать просто самые интересные книги вне зависимости от того, кто их издал.
– Считается, что пересказ художественного текста – это не очень хорошо: пересказы обычно читают школьники, когда не успевают познакомиться с книгой самостоятельно. Однако с нон-фикшен-литературой, очевидно, другая история. Почему?
– В художественной литературе имеет значение порядок слов. «Я люблю тебя» и «я тебя люблю» может означать разные вещи. В нон-фикшен самое важное – идеи, которые автор пытается донести.
Есть замечательный пример. Крис Андерсон, бывший главный редактор журнала Wired, написал статью «Длинный хвост» (The Long Tail), в которой он показывал, что значение хитов в онлайн-торговле сильно снижается. Статья была на 5 страниц. Потом из этой статьи сделали книгу на 500 страниц. Идеи остались ровно те же, но объем увеличился. Мы снова свернули «Хвост» в саммари на 10 страниц.
– Какой сегмент литературы пользуется у вас наибольшим спросом? Это все же бизнес-литература или self-help?
– Самые популярные саммари из разделов саморазвитие и здоровый образ жизни. У мужчин популярно саммари на книгу «Управляй своим Т». Это саммари на книгу очень известного в США доктора, который пишет про тестостерон. Книги, которая легла в основу саммари, нет на русском.
– Вы сейчас живете в США – интересно, а в Америке пользуются успехом подобные пересказы книг? Или это особенность российского рынка?
– Первая компания, делающая саммари на нон-фикшен-книги, появилась в 1978 году. Сейчас на английском языке множество таких сервисов. Я могу назвать не меньше 10.
В Amazon на наиболее популярные книги есть 5–7 саммари как в тексте, так и в аудио. Часть компаний продают только подписку на библиотеку саммари, другие – саммари поштучно.
– Кстати, а в какое время вы сами слушаете книги? Я знаю, что вы увлекаетесь триатлоном, – во время бега любите что-то слушать?
Да, я много слушаю во время бега и за рулем. Иногда, когда делаю что-то по дому и саду. Слушание – вторая активность, которая позволяет делать несложную физическую работу.
Я с большим удовольствием слушаю Storytel, а из музыкальных сервисов – Spotify. Помимо большого каталога, мне ценна рекомендательная система.