Найти в Дзене

С чего начинался социализм - Томас Мор "Утопия".

Книга представляет собой одновременно и критику европейских государств 16 века, и план их развития. По сюжету автор слушает рассказы моряка Рафаила, который много где побывал, но больше всего его поразили нравы и законы государства Утопия. Дальше весь сюжет строится на описании этой страны.

Остров Утопия
Остров Утопия

Утопия - островное государство. 54 города на равном удалении друг от друга. Столица - Амаурот. Очень чистый и красивый город. Пахотные земли равномерно распределены между поселениями. 

François l'Honore. Крестьяне на пашнях. Вдалеке расположен окруженный рвом Амаурот.
François l'Honore. Крестьяне на пашнях. Вдалеке расположен окруженный рвом Амаурот.

Частная собственность упразднена. Каждые 10 лет семьи меняют место жительства по жребию. Сделано это для, того, чтобы люди не скапливали имущество и не становились зажиточными крестьянами.

Большая часть населения - земледельцы. Плюс каждый человек дополнительно изучает ремесло, передающееся по наследству в семье. Если не лежит душа к нему, человека переселяют в другую семью, с ремеслом которое ему нравится.

François l'Honore. Обучение ремеслу.
François l'Honore. Обучение ремеслу.

Рабочий день - 6 часов. После него занятие наукой. Вундеркиндов обычно отбирают на важные посты: духовенство, дипломаты, чиновники (траниборы) и глава государства. 

Трапеза для жителей утопии является делом коллективным. Для приема пищи люди собираются в общих "столовых".

В лучших советских традициях. Меньше частной жизни и больше общественной.

François l'Honore. Обед в Утопии
François l'Honore. Обед в Утопии

Выборная система следующая: 30 семей выбирают сифогранта, местного чиновника. Десять сифогрантов выбирают транибора, регионального чиновника. И, наконец, 200 траниборов выбирают князя на пожизненное правление Утопией.

Отдаленно напоминает выборы в США. Этакая система выборщиков 16 века. 

François l'Honore. Заседание траниборов.
François l'Honore. Заседание траниборов.

В каждом городе есть рынок, на котором можно взять все, что угодно в любом количестве. Денежная система полностью отсутствует внутри государства. Деньги используются только во внешней торговле. Рабские кандалы сделаны из золота и серебра, а драгоценные камни используются как игрушки для детей. 

François l'Honore. Рабы и граждане Утопии.
François l'Honore. Рабы и граждане Утопии.

Жизнь утопийцев состоит из добродетели и удовольствий тела и духа. Отношения строятся на честности и справед­ливости, граждане помогают слабым и заботятся о больных. 

Жители Утопии считают войну последним делом, поэтому до последнего оттягивают ее, воздействуя на врага "мягкой силой". Если война началась, утопийцы используют наемников. Войны на своей земле не допускают.

Страна полностью светская. Наука процветает. При всем этом существует рабство. Рабами становятся либо военнопленные, либо сильно провинившиеся утопийцы.

Зачем казнить, если можно эксплуатировать.

В целом, идеи Томаса Мора опережали свое время на столетия. В 16 веке они не могли быть реализованы, но вот начиная с эпохи промышленной революции они обрели свою популярность благодаря таким социал-утопистам как Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Но о них как нибудь позже)