Трудно предположить, что есть еще в краевом центре люди, за всю жизнь не сталкивавшиеся с театром. Кто-то обязательно хоть раз прочел театральный плакат или программку и натолкнулся на фамилию Дмитрия Голланда. Вот с ним-то, с восьмикратным лауреатом премии губернатора Хабаровского края, Членом Союза композиторов и Союза театральных деятелей России Дмитрием Эриховичем Голландом мы и встретились в фойе муниципального камерного театра «Триада».
О детстве и юности:
- Родился я в Челябинске, Но вот именно родиной считаю Магадан, где прошли детство и вся сознательная юность. Было мне лет 12, когда сам пошел в музыкальную школу на ударные инструменты. Дома было фортепьяно, но я убегал от этих занятий, в футбол играть было гораздо интереснее. А потом услышал рок-н-рол, «DeepPurple», «Led Zeppelin» и влюбился в эту музыку. Это и стало моей роковой, может ошибкой, а может и счастьем. Вообще-то, как принято говорить, «бог меня не помазал». Это к тому, что когда закончил 8 классов, нужно было куда-то поступать. Родители очень хотели, чтобы я поступал в политехнический техникум, а я так увлекся этой музыкой, что решил идти в музыкальное училище. На барабаны конкурс был большой и тогда пришлось выбрать другой инструмент, чтобы элементарно обучиться музыкальной грамоте. Меня не взяли, я не прошел экзамен, потому что оказался без музыкального слуха. Элементарно не смог спеть «Широка страна моя родная».. Но тогда хватило наглости попроситься, мол, - возьмите меня, я очень хочу.. .И мне предложили поступить на инструмент, куда никто не хотел идти. На трамбон. Мне было все равно, лишь бы попасть в училище. И меня взяли кандидатом в студенты, проучился год в этом качестве, а дальше, как все, студентом.
Прошло время, Дмитрий достаточно неплохо закончил училище, пытался продолжить карьеру в качестве музыканта, но быстро понял, что исполнительские данные, как музыканта чрезвычайно невысокие. Потом играл в Магадане в рок группе, где и пришло решение всей группой уехать в другой, более развитой город. Выбрали Хабаровск. Здесь начинали играть здесь в ДК Судостроитель, мотались по танцевальным площадкам, а потом забрали в армию. После армии вернулся обратно в Хабаровск, продолжил работу в ансамбле.
-Когда ансамбль распался я решил остаться в Хабаровске. Был уже 1981 год. Так тут и живу,- рассказывает Голланд.
О творчестве:
- Потом создал свою рок группу, но особых успехов не было. В 1988 поступил в Хабаровский государственный институт искусств и культуры на музыкально-педагогический факультет по классу «Оркестровое дирижирование», который окончил в 1993 году. В 1990 году познакомился с композитором Александром Новиковым, который прослушав мои сочинения, буквально взял за шкирку и отвел в ТЮЗ. И, к моему удивлению, в театре музыка моя пошла. Сам я никогда и не думал стать композитором, это было как-бы хобби. Не скажу, что я жалею, путь этот достаточно интересный. Первый спектакль был в ТЮЗе и параллельно с ним вышел документальный фильм с моей музыкой на студии кинохроники. Позже предложили написать музыку к спектаклю «Страсть» и с тех пор мы сотрудничаем с «Триадой» уже 30 лет. За это время написана масса музыки к разным спектаклям. Это, в первую очередь, весь репертуар « Триады», писал для Амурского областного театра, Уссурийского театра драмы, Ярославского драматического театра. Я не считал никогда, но всего это явно больше сотни спектаклей. Не все, конечно, было такое розовое, удачное и шедевроидальное.
- Мне интересен сам процесс написания музыки к спектаклю, когда же спектакль выходит, интерес к нему, зачастую, теряется. Потом посмотрю свежим взглядом, - Ну, вроде ничего, нормально получилось.
О молодых кадрах:
- Я как-то одно время пытался работать с молодыми, преподавал в институте аранжировку. Но все оказалось сложно, было и нежелание людей учиться этой профессии. Но все-таки я задался этой целью, нашел себе ученика, а он взял и сбежал в Москву. И я перестал заниматься образованием, – Хватит кормить москвичей. Как-то попался один мальчик. Говорит, - Я хочу писать. Но у него с первого раза ничего не получилось, а добиваться он не стал. Молодые композиторы, которые заканчивают центральные вузы они у нас долго не задерживаются, уезжают, не оставляя следа. Я считаю - у нас нет музыкальной культурной инфраструктуры, нет ни консерватории, ни оперного театра, ни киностудии. Людям негде себя реализовывать. В той же Италии, к примеру, город с населением 100тыс имеет свой оперный театр. А опера – это элита театрального искусства.
Что хочется сделать:
- Хотелось всегда написать музыку к какому-то боевичку. Мне с детства очень нравились в этом плане «Неуловимые мстители». Но, учитывая, что студии игрового кино на Дальнем востоке нет, мечте этой, видимо, так и суждено остаться мечтой.
Сергей Алексеев
Фото автора.