Сегодня вместе с фотографом и путешественником Виталием Горшковым мы совершим увлекательное путешествие на плато Анабар – одно из древнейших на Земле горных плато. Оно находится на Северо-Востоке Среднесибирского плоскогорья на территории, ограниченной с востока - нижнем течением Лены, с запада - горным массивом плато Путорана.
Характерная особенность природы Анабара - это высотная зональность, несмотря на относительно низкие относительные высоты горного плато. Если поверхность самого плато - это горные тундры и арктические пустыни, то по долинам рек таёжная растительность забирается далеко на север. При этом климат здесь явно немного мягче и спокойней чем в той же Хатанге. Однако, если в середине лета выдаются деньки с температурами до 25 - 28 градусов, то уже в августе с первыми заморозками вся растительность стремительно начинает раскрашиваться в желтые, красные, бордовые оттенки осени, и начинаешь понимать, где находишься. Первыми вестниками надвигающейся осени становятся, наверное, олени.
Олень. Анабар. Фото Виталия Горшкова
Характерная особенность природы Анабара - это высотная зональность, несмотря на относительно низкие относительные высоты горного плато.
С началом августа на плато начинают появляться многочисленные стада северного оленя, совершающего сезонные миграции от прибрежных тундр Северного ледовитого океана в зону тайги, где они проводят зиму.
С началом августа на плато начинают появляться многочисленные стада северного оленя.
Вначале одиночки и мелкие группы появляются по правому берегу Котуйкана.
Олень. Котуйкан. Фото Виталия Горшкова
Позже, олени начинают тянуться почти непрерывными цепочками, одни за другими спускаются по распадкам с плоскогорья и в разных местах форсируют реку.
Олени начинают тянуться почти непрерывными цепочками, одни за другими спускаются по распадкам с плоскогорья и в разных местах форсируют реку.
Олени переплывают реки. Фото Виталия Горшкова
Иногда создавалось впечатление, что мы были первыми людьми, которых видели эти животные. При встрече с нами животные вели себя, конечно, осторожно, но не убегали.
В некотором замешательстве из стада ко мне, почти вплотную, подходил то один олень, то другой, шумно нюхал воздух и снова отходил к стаду.
Волчий след.
Следы волка с выводком волчат. В одном из мест регулярного перехода оленей через Котуйкан мы нашли многочисленные следы пребывания целого волчьего семейства. Место характерно тем, что по правому берегу реки расположен распадок, по которому олени спускаются с плато к реке и переправляются на другую сторону, а на левом берегу - широкий и длинный галечно-песчаный пляж, на котором и обосновались волки. По многочисленным следам на песке было видно, как волки буквально встречают переплывающих с противоположного берега оленей и тут же на них нападают. При осмотре окрестностей мы нашли несколько лёжек волков с прекрасным обзором местности, а также многочисленные следы трапез.
Широкий и длинный галечно-песчаный пляж. Анабар. Фото Виталия Горшкова.
Светлого тундрового волка, лежащего на галечнике и наблюдавшего за нами, мы увидели издалека. Создавалось впечатление, что это вообще чья-то собака. Волк дождался, когда мы причалили к берегу, подпустил метров на 50 и только после этого, неспеша (!), скрылся в тальниках.
Тундровый волк, Анабар.
На горном плато следы волчьих трапез частенько попадаются на глаза. Особенно много костей встречается в окрестностях скальных обрывов. Создалось впечатление, что волки используют такие естественные ловушки для своих жертв, загоняя их к краям отвесных скал. Здесь оленям некуда бежать и они становятся добычей хищников.
На горном плато следы волчьих трапез частенько попадаются на глаза. Анабар. Фото Виталия Горшкова.
Моя первая фотография медведя. Когда его заметили, медведь карабкался по отвесной скале на дальнем плане. Но сорвался и упал, наверное, метров с семи. Но когда он нас увидел, у него всё получилось... - удрал по скалам вверх на плато. Интересно, что пару лет назад я познакомился с геоботаниками, которые не один раз работали в этих краях. Они уверяли, что медведей здесь практически нет. Отмечен один раз когда-то, и то было исключительное событие... Судя по всему, нам повезло - мы стали свидетелями второго исключительного события. А позже, пилоты вертолета нам поведали, что медведи здесь в это время - событие не исключительное, а скорее регулярно-закономерное.
Медведь возле отвесной скалы.
Птенец золотистой ржанки.
Птенец золотистой ржанки. Анабар.
Скорее всего - молодой серый сорокопут, но не уверен.
Молодой серый сорокопут. Анабар.
Чернозобая гагара. Анабар.
Самка большого крохаля с выводком.
Самка большого крохаля с выводком. Анабар.
С середины августа тайга и тундра начинают одеваться в осенний наряд.
С середины августа тайга и тундра начинают одеваться в осенний наряд. Анабар в объективе Виталия Горшкова.
Тундра, осень.
Осенние заросли голубики и карликовой березы.
Осенние заросли голубики.
Берёзки в осеннем наряде.
Толокнянка с первыми заморозками, наверное, - одно из первых растений, которое окрашивается в яркие осенние тона.
Толокнянка.
Голубика
Ягоды толокнянки не съедобны, но и не ядовиты. Само растение обладает интересной особенностью — практически не горит. Это одно из 14 «негорючих» растений.
Фото и текст: Виталий Горшков.
Больше удивительных фотографий смотрите на сайте Russian Photo>>>