Найти тему

Как разговаривать с ребенком, чтобы ему легче училось в школе

Одно из составляющих успешного обучения в школе - развитое словесно-логическое мышление. Такое мышление еще называют отвлеченным или теоретическим. Формируется этот вид интеллектуальной деятельности у ребенка к 5-7 годам.

А если отбросить все определения и сказать просто, к школе ребенок должен уметь РАССУЖДАТЬ.

Какое животное больше - корова или кошка?

Утром мы завтракаем, а вечером…

Что такое Москва, Воронеж и Самара?

Маленькая собака - щенок, а маленькая корова - …

Зачем автомобилям нужны тормоза?

Почему перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

Вишня, слива, яблоко - это …, а огурцы, морковка и свекла - …

Чем различаются гвоздь и винт?

Зачем люди занимаются спортом?

Какие ты знаешь виды транспорта?

В общем, любые рассуждения - формируют словесно-логическое мышление у ребенка.

Но уметь рассуждать - не так просто. Это тоже навык, и ему нужно научиться.

Лучше всего он формируется в спокойной беседе со значимыми взрослыми (не обязательно родителями, можно с другими близкими) в непринужденной, расслабленной обстановке. Порассуждать - нельзя заставить. То есть подойти к чем-то занятому ребенку и спросить: "А как ты думаешь, почему небо голубого цвета?" Не прокатит. В лучшем случае ребенок просто искоса посмотрит и пожмет плечами.

Рассуждать можно во время спокойной прогулки. Причем, начиная еще практически с рождения. Это когда ребенок спокойно лежит в коляске и глазеет по сторонам, а мама тихонько с ним разговаривает: «А посмотри, какое у нас небо сегодня голубое, и солнышко яркое! А почему у нас сейчас солнышко? Потому что на улице сейчас день. А потом солнышко спрячется, станет темно и наступит ночь». Как бы странно это не звучало (что он там, понимает, новорожденный?) Но, даже если ребенок в этот момент не осознает сказанного мамой, развивающийся мозг хватает все на лету. И привычку замечать окружающее и рассуждать об этом тоже.

А при спокойной прогулке с подросшим ребенком периодически рассуждать об окружающем мире - просто необходимо.

Вы знаете, как заметно при беседе с младшим школьником - разговаривают с ним дома взрослые, или нет?

Один ребенок на вопрос отвечает пространно, с выводами. С легкостью рассуждает над возможными причинами. Сразу видно, что опыт общения со взрослыми на отвлеченные темы у него - большой. Как минимум, много рассуждают в его присутствии взрослые, а он их копирует.

А другой сидит - и отвечает односложно. Одним словом на вопрос, и то нужно вытягивать. Он не умеет рассуждать, он скорее всего даже не слышал, чтобы близкие родственники размышляли вслух и о чем-то рассуждали.

Хорошо, что навык рассуждения (словесно-логическое мышление) можно развить. И достаточно легко - просто разговаривая с ребенком и обсуждая окружающий мир. Не очень хорошо то, что заниматься этим у родителей часто нет времени, а еще чаще - желания.