5 февраля этого года на борту самолёта Qatar Airways, летевшего рейсом Доха - Бангкок свершилось радостное событие: родился ребёнок. Роды приняла украинский врач из числа пассажиров Елена Федченко. Мать - тайка, летела в Бангкок конкретно с целью родить там. Но не донесла. Малыш родился в срок. Мать с ребёнком высадили в Калькутте, чтобы отправить в местный госпиталь.
Роды произошли ночью, пока большинство пассажиров спало. По громкой связи сделали объявление, о том, что одному из пассажиров нужна медицинская помощь. И на него откликнулась Елена, врач - отолоринголог. Сначала она даже не знала, что это роды. У Елены спросили, есть ли у неё лицензия врача. Ей пришлось связаться с сыном, чтобы уточнить её номер, потому что так навскидку она не помнила. Роды случились стремительные, и почти без шума. Сообщается, что ребёнок родился практически за 20 минут. Помогали Елене стюардессы. После того, как все свершилось Елену поблагодарили, поздравили, угостили шампанским и предоставили в качестве сменной одежды форму бортпроводницы, потому что её одежда была вся в крови.
А как бы могли события развиваться по-другому?
Ну во-первых, не думаю, что в российских авиалиниях кто-то дал бы свою запасную форму, потому что новый комплект проводнику получить будет почти не реально. Но это так, мелочи. Главное в другом. Вот Елена вызвалась принимать роды, а ведь могла бы отказаться. Могла бы подумать: "Вот опять у кого-то давление скачет." В самолёте такое постоянно случается. Она ведь летит на отдых, а не на рабочем месте находится. Бортпроводники спросили у неё лицензию врача. Елена номер не помнила, и ей пришлось прямо из самолёта связаться с кем-то, чтобы его узнать. А могла бы просто не вспомнить номер и всё. В самолёте все равно проверить ничего не возможно. А время-то тикает, ребёнок просится наружу. Интересно, без лицензии она стала бы менее ценной в этой ситуации, и стюардессы отказались бы от её помощи? Какая бы не была замечательная авиакомпания Катар, но не думаю, что у них на борту есть штатный врач. Стюардессы конечно, имеют какую-никакую беглую подготовку к родовспоможению. Но в основном стюардессами работают молоденькие девки, которые и сами-то ещё не рожали (кроме Америки и Европы). Стюардесса - даже близко не врач, не медсестра, даже не ветеринар и не массажист. Мне интересно, а вот каким местом думают женщины, садясь в самолёт, будучи на сносях? Роды - очень сложный и опасный процесс, и если что-то пойдёт не так, виновата будет только мать. Да, раньше женщины в полях рожали, не отвлекаясь от сенокоса. Но и выживаемость тогда была низкая. Полагаться в этом деле на "авось" - все равно, что расписаться в собственном слабоумии.
Вообще авиационными правилами запрещено летать женщинам за 2 недели до плановой даты и после родов. То есть запрет довольно мягкий. И то, они умудряются его обходить. Но контролировать это дело практически невозможно. Перед входом в самолёт никто не делает мед. обследование, чтобы установить ПДР беременной пассажирки. А сама она и не скажет. Большой живот может быть не заметно из-за лишнего веса или балахонистой одежды женщины. Тем более снятие человека с рейса по состоянию здоровья гарантирует задержку вылета всего самолёта. Разве кто-то из пассажиров хочет терпеть неудобства из-за кого-то другого?
Не знаю, выдали ли Елене какое-то более существенное вознаграждение, чем бокал шампанского. Она его конечно, заслуживает, но в принципе ей никто ничего не должен. Поучаствовать в родах - это её добровольное решение. Благородное, конечно.