В совхозе выдавали зарплату, и в гараже царил ажиотаж. Обычно к концу рабочего дня деньги для заработной платы привозила бухгалтер-кассир Анна Семеновна, и за полчаса до окончания рабочего дня начинала выдавать денежный эквивалент трудового участия в обще совхозном деле. Лозунг «от каждого по возможности и каждому по потребности» еще не работал, и за участие в коллективном труде рабочие получали довольно ровную заработную плату, которую в поте лица своего рассчитывал штат нормировщиков и бухгалтеров.
Работники гаража всем мужским составом подозрительно кучковались во дворе: им было невтерпеж обмыть зарплату, и в предвкушении выпивки, пошептавшись, они отправляли кого-нибудь на машине до ближайшего сельского магазинчика. Деньги на спиртное занимали у тех же диспетчеров и бухгалтеров, а те и не отказывали – знали, что, получив заработную плату, мужики тут же рассчитаются, а в знак благодарности еще и шоколадку презентуют.
Но сегодня выдача заработной платы откладывалась на неопределенное время. В совхоз приехал лектор из общества «Знание – сила», и чтобы не сорвать важное мероприятие по просвещению работников сельского хозяйства, директор приказал кассу открыть только после окончания лекции, при этом предупредил: кто будет отлынивать от лекции, деньги получит в последнюю очередь.
Слушатели поневоле собрались в красном уголке, у некоторых были подозрительно раскрасневшиеся лица и нездоровый блеск в глазах. Лектор, невысокий, плюгавенький мужчина в роговых очках, в просвещении гегемона был большим специалистом. Публика с интересом прослушала доклад о политической обстановке в мире, которая благодаря непререкаемому авторитету СССР и мудрому руководству Коммунистической партии остается стабильной, довел до сведения слушателей многочисленные показатели экономики страны, в том числе и сельского хозяйства.
Язык у лектора подвешен был как надо, и слушатели из уст докладчика узнали, что и они лично внесли очень большой вклад в развитие звероводства, а государство получило высокий валютный доход от продажи за рубеж пушнины, то есть шкурок песцов, норок и черно-бурых лисиц. Этими выводами все остались довольны.
Из задних рядов «шкуродеров», уже начавших косеть от тепла в красном уголке (их просто развезло от спиртного, которое успели принять до начала лекции), стали поступать предложения в виде выкриков, что пора заканчивать лекцию. Тут встал секретарь партийной организации товарищ Иванов и предупредил, что не позволит сорвать мероприятие и удалит мешающих просвещению из аудитории, и те будут получать деньги в кассе в последнюю очередь. «Камчатка» на какое-то время притихла. Лектор спросил: – Будут ли вопросы? Публика благоразумно промолчала: пора занимать очередь в кассу, а тут какие-то вопросы. – Тогда перейдем ко второй части лекции, – объявил докладчик.
Народ недовольно загудел. Опять вмешался партийный Иванов. Тема второй части доклада носила научно-познавательный характер. Лектор тут превзошел сам себя: очень живо, с азартом, который вскоре захватил и слушателей, рассказывал о необъяснимых явлениях, об артефактах и исторических событиях. Трактовал он это, правда, в ракурсе коммунистического материализма.
Однако когда он начал рассказывать о Синь-камне, который без посторонней помощи двигается в одном только ему ведомом направлении по берегу Плещеева озера, печник Сашка жизнерадостно заржал:
– Ну прямо, как наш сортир в гараже. Все дружно повернулись в сторону Мишки Махова и засмеялись, а лектор замолчал, видимо, подумал, что это он ляпнул что-нибудь не то – откуда ученому человеку было знать о существовании такого поразительного феномена, как сортир в совхозном гараже, перемещающийся по периметру территории?
ТУТ можно начать чтение уже опубликованного рассказа "Печник Сашка" ТУТ начинается рассказ "Театралы"