«Я же говорю вам, тем, кто слушает Меня: «Любите ваших врагов, делайте добро тем, кто ненавидит вас, благословляйте тех, кто проклинает вас, и молитесь о тех, кто оскорбляет вас», Евангелие от Матфея, 5: 27-28
У меня достаточно силы воли, поэтому я при желании могу заставить себя:
- делать добро тем, кто меня ненавидит
- благословлять тех, кто проклинает меня
- молиться о тех, кто оскорбляет меня
Но как я могу заставить себя любить этих людей? Говоря о любви, я говорю о чувствах и эмоциях. Как я могу, приложив даже огромные усилия, воспроизвести в себе добрые чувства по отношению к своим врагам? Как я могу почувствовать симпатию к тем, кто меня ненавидит?
Важны ли для Бога наши чувства и эмоции? Может быть, Он на это не разменивается, потому что для Него важнее другое – наша верность и святость? Я формировался духовно в условиях, где к эмоциям и чувствам относились с большой осторожностью. Нас учили, что сами по себе эти проявления не преступны, потому что эмоции были в нас заложены Богом, так сказать, это «базовая комплектация» человека при сотворении. Но, есть одно но: сатана умело использует нашу эмоциональность в своих коварных целях. Именно под воздействием эмоций человек увлекается лжеучением. Именно эмоции, опьянив человека, ввергают его в грех.
Например, что делать, если я не чувствую, что Бог меня любит? Конечно, доверять не чувствам, а Божьему слову, которое говорит о совершенной Божьей любви и верности. Если я позволю чувствам формировать мои мысли о Боге, моя вера затрещит по швам. Нельзя ставить чувства выше веры.
Или, например, если у меня сегодня эмоциональное и чувственное восприятие любимого человека не такое же яркое, как было раньше, значит ли это, что любовь уходит? Я так не считаю. Если я буду настаивать на том, что любовь – это чувства, а не выбор, тогда я смогу оставаться с этим человеком вместе только до тех пор, пока эти чувства имеются. Это заблуждение, из-за которого распадаются браки. Если я определяю любовь как чувство, а не как выбор, я подвергаю любовь риску не длиться вечно.
В греческом языке есть несколько слов для обозначения любви: сторге, филио, эрос, агапе. Агапе – одно из самых редких слов в древнегреческой литературе, потому что бескорыстие, самоотдача, смирение, преданность, забота о благополучии других были чаще всего презираемы в той культуре как признаки слабости. Однако это слово является основным в Новом Завете. Любовь «агапе» не относится к романтической или сексуальной любви. Она так же не является просто приятным чувством к кому-то или чему-то.
«Мы узнали и поверили, что Бог нас любит. Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нём», 1 Ин. 4: 16
Любовь «агапе» не естественна для нашей испорченной греховной природы. Не пытайтесь обнаружить её внутри себя, там её нет. Она даётся нам в Духе Святом, поэтому там её и ищите.
«Надежда же не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Святого Духа, Который нам дан», Рим. 5: 5
Любовь агапе труднее практиковать, потому что она не всегда подкреплена эмоциями, которые могли бы стимулировать и вдохновлять. Скажем, притупились чувства к любимому человеку, а ты, несмотря на это, продолжаешь быть верным и чутким к его нуждам. Или, ты взялся за какое-то служение, но через некоторое время былая эмоциональность, которую ты испытывал к этому делу, улетучилась. Кстати, многие духовно незрелые люди, расценивают это как знак свыше о том, что нужно что-то обязательно менять. Потому что незрелым людям не присуще чувство ответственности и постоянства. Они руководствуются чувствами и эмоциями. Вот почему на такого человека трудно положиться. Если первоначальные эмоции ушли, значит ли это, что нужно всё оставить и заняться чем-то другим? Совсем не обязательно. Возможно, нужно просто проявить силу воли и продолжить служить тем людям, которым ты уже начал это делать.
Агапе больше относится к воле, к характеру человека. Поэтому такой человек, вопреки чувствам, выбирает быть добрым к тем, кто его ненавидит; благословляет тех, кто его проклинает. Это не потому, что у него есть приятные чувства к врагам, а потому что Бог определил так поступать.
Итак, Бог создал людей эмоциональными. Как пишет Екклесиаст, есть время плакать и время смеяться, скорбеть и время радоваться. Мы призваны чувствовать то, во что верим; быть людьми, которые не только знают истину, но и переживают её. Наши чувства и эмоции должны управляться и направляться истиной. Мы должны бояться Господа, ненавидеть зло, радоваться истине, скорбеть о грехе и радоваться, когда оказываемся в разных испытаниях. Всё это Бог предписал нам делать. Истина должна нас не просто информировать, но так же волновать и греть наши сердца. И если это будет не так, то мы не позволим Божьей истине установить связь между разумом и сердцем. Наша задача не в том, чтобы стяжать сами чувства, а в том, чтобы стяжать Иисуса Христа, взирая на Него, познавая Его пути, повинуясь Его слову, чувства приложатся. Вера всегда должна идти впереди и рождать чувства.