Найти тему

Что такое габитус и социальные поля по Пьеру Бурдье: попытка объяснить доступно

Эта статья может быть интересна тем, кто думает о проблемах общества и хотел бы восполнить свои знания в области социологии.

Пьер Бурдье (1930-2002) - ключевая фигура современной социологии. Этот французский мыслитель создал теорию, объясняющую сущность общества, властных отношений в нем и причины социального неравенства. Он активно излагал свои взгляды не только в научных трудах, но и в СМИ, и был достаточно публичной фигурой, как и другие французские интеллектуалы ХХ века.

Пьер Бурдье. Все фото из открытого источника в Яндексе
Пьер Бурдье. Все фото из открытого источника в Яндексе

Бурдье открыто выражал свои политические симпатии, выступал активным критиком неолиберализма, и сам подвергался нападкам буквально со всех сторон.

Среди понятий, которые Бурдье использовал и продвигал, такие, как символическое насилие, габитус, социальные поля. Вообще у него очень богатое учение, но в короткой статье в Дзене невозможно охватить все. Поэтому я сосредоточусь на кратком и понятном (надеюсь) изложении именно этих категорий в интерпретации французского социолога.

Пьер Бурдье на одной из конференций
Пьер Бурдье на одной из конференций

Все современное общество, согласно, Пьеру Бурдье, можно разделить на социальные поля - это области, где существуют свои виды деятельности, символы, своя иерархия. Например, политика, спорт, искусство и т.д. Эти поля являются тем плацдармом, на котором разворачивается соперничество и борьба, на каждом поле применяются свои формы символического насилия. Благодаря такому насилию утверждается господство одних ценностей и норм над другими, а основным ресурсом этих полей выступает капитал (в чем бы он ни выражался, это не обязательно деньги). Капитал бывает экономическим, социальным, культурным, символическим.

Во всех этих полях действуют люди. Для подчеркивания того, что их действия автономны, Бурдье использует понятие "агент". То есть каждый самостоятельно действующий человек - агент.

Мишель дель Кампо "Молодые люди"
Мишель дель Кампо "Молодые люди"

При этом агенты с детства, в процессе социализации, усваивают принципы и установки общества, которые встраиваются в них и становятся естественной основой их действий. И тут возникает понятие габитус. Это совокупность всех тех оснований, которые определяют поведение человека, и которые возникли благодаря усвоению социальных установок.

Эти установки имеют объективный характер, но каждый агент пользуется ими субъективно. Поэтому наши действия, вкусы, предпочтения, стиль жизни и т.д. различны, у каждого человека их сочетание уникально. Габитус выступает в качестве посредника между отдельным субъектом и обществом.

Andreuccetti "Уличная толпа"
Andreuccetti "Уличная толпа"

Габитус - это те социальные структуры, которые как бы вписаны в тело человека и становятся основной его социальной природы. При этом они так естественны, что не осознаются самим агентом, они существуют на бессознательном уровне. Тем не менее - определяют наши поступки, образ мыслей и т.д.

Каждый агент существует в определенном социальном поле. Капитал, который Бурдье называет источником силы, распределяет эти силы в каждом поле. Как уже было сказано выше, капитал бывает разный. Так вот, от того, как каждый агент относится к капиталу и на основе этого формирует свои цели, зависит его социальное положение.

пс. Надо признать, дико сложно излагать Бурдье доступным языком. )) Неизбежно упрощение его теории. Увы.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

Чего хотел Дидро, создавая "Энциклопедию"

Милитаризм & пацифизм: возможен ли вечный мир?

Канал, где есть легкие интересные статьи:

Забавный случай, произошедший в Африке, конкретно в Уганде