Найти тему
Remont1969

4.24. Французские броневики начала войны. Часть 8. Auto-Mitrailleuse Archer. 1915. Частная инициатива.

Auto-Mitrailleuse Archer

Страна: Франция

Производитель: Francois-Joseph Archer

Шасси: Hupmobile 32 HA ( Hupp Motor Car Company)

Произведено: 6

Бронирование: 4-6 мм

Вооружение: Saint-Étienne modèle 1907

Экипаж: 2-3

Масса: 2,5 тонн

Фото: Tous les Blindés de l'Armée Française 1914-1940
Фото: Tous les Blindés de l'Armée Française 1914-1940
В 1914 году "народное творчество" по изготовлению не закончилось, хотя уже к концу года время мобильной войны закончилось, армии зарылись в землю, а автоброневые части не просто отвели в тыл, а начали рассылать по другим фронтам, где их можно было хоть как то применять, например на Восточный фронт. В 1915 и 1916 годах французы продолжали искать варианты, серийные Пежо и Рено не отличались в лучшую сторону своими параметрами и удачный вариант был бы сразу принят. Так в 1915 году принять свое участие в защите родины решил инженер и в будущем политик Джожеф Арчер.

История промышленника Джозефа Арчера ( Francois-Joseph Archer) отразила всю историю Европы первой половины 20-го века. К началу первой мировой войны - талантливый предприниматель и инженер, предложивший немало конструкций оружия, между войнами мэр города и политик отстаивающий пацифистские позиции, во вторую мировую - политик, отказавшийся работать в правительстве Виши и интернированный. В историю военной техники Арчер вошел в 1915 году как конструктор траншейного надкалиберного миномета. Единственным преимуществом оружия была его крайняя простота изготовления и использования. Арчер разработал миномет со стволом диаметром 40 мм,но затем переработал его под калибр 85 мм. В качестве зарядов использовались надкалиберные гранаты от траншейного миномета "Mortier de 58 mm" хвостовики которых оснащались дополнительным уплотнением для уменьшения прорыва пороховых газов. Дальность стрельбы (в зависимости от типа снаряда) колебалась от 400 до 750 метров.Всего в 1917 году было выпущено около сотни минометов Арчера.

-3

Одновременно с минометом в 1914 году Франсуа-Жозеф Арчер (Francois-Joseph Archer), владелец одноименной фирмы Archer, а в тот момент Сержант Французской армии, предложил и проект бронированной машины, приспособленной для поддержки пехоты на поле боя. Первым вариантом была боевая машина в круглом боевом отделении которой должна была устанавливаться Пушка Арчера и которая была построена на базе транспортного артиллерийского трактора. Но военные не хотели принимать пушку и изобретатель предложил новое решение, уже на шасси легковой машины с тем же бронированием. Вооружение должно было состоять из 37-мм морской пушки Гочкиса и бронекорпус должен был устанавливаться на автомобильное шасси для поддержки войскам, пробивающим оборону противника.

-4

Военные не оценили привлекательности идеи, видимо уже точно понимая, что не место колесной технике на поле боя. Тогда Арчером был предложен проект еще один проект, предполагавший установку одного 8-мм пулемета Сент-Этьена в кормовой части корпуса, фактически это был новый вариант легких бельгийских Морсов и Минерв начального этапа войны. В качестве шасси использовалось шасси американского легкового автомобиля Hubmobile 32.

-5

Экипаж состоял из 2-3 человек: водитель и два пулеметчика. Броня видимо была из 5,5-мм стали, типичной для Франции. Бронекорпус сверху открытый, две небольшие двери для посадки экипажа, пулемет со щитом. От прочих самоделок машина отличалась круглым боевым отделением, что увеличивало зону для стрелка.

-6

На фабрике Archer было собрано четыре броневика, но применять их в Европе было негде, российская армия оценила вообще французские броневики как не подходящие для использования на фронте и машины отправили в распоряжении "Восточной Армии" ( Armee d’Orient ) для Дарданельской операции, 2 других машины, построенные в мае 1915 передали Armée de Lorraine, где они и использовались до 1917 года. Не зная, что делать с машиной французы решили, что может быть их можно продать и летом 1915 года машины предложили российскому военному ведомству. Французы очень расхваливали броневик. Ответ создатель автомобильных войск Российской империи генерал-майор П. И. Секретев был категоричен: «…Автомобиль «Archer» не даёт закрытия людей от шрапнельного огня, двигатель его слаб для русских дорог, вооружение его одним пулемётом недостаточно, движение назад затруднительно… Система пуска в ход сложна и мало надёжна».

рисунок: Tous les Blindés de l'Armée Française 1914-1940
рисунок: Tous les Blindés de l'Armée Française 1914-1940

Источник:

https://www.chars-francais.net/2015/index.php/6-archives/des-origines-1930/685-1902-1928-automitrailleuses

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/archer.htm

https://glushenko1979.livejournal.com/112472.html

AK273 WWI The First Mechanized War

Tous les Blindés de l'Armée Française 1914-1940