Есть ли связь между играми детей и играми взрослых, и, в частности, самой увлекательной игрой взрослых, которая называется «войной». Ведь очень многие родители детей-дошкольников хотели бы знать, как научить ребёнка играть самостоятельно. Однако нередко бывает, что год идёт за годом, а ребёнок всё ещё не в состоянии оставаться наедине с собой и играет только с кем-то, но, опять же, никак не с самим собой. Притом, что и игрушки у него всякие-разные есть. И лет ему уже достаточно.
Другие дети, наоборот, не умеют играть со сверстниками.
В чём тут дело?
Зачем это нужно?
Зачем, собственно, малышу непременно играть в одиночестве?
Для чего это родителям, понятно. Им так удобнее. Можно оставить чадо без присмотра на какое-то время, и оно не будет рыдать и проситься к маме.
Но поскольку ребёнок не для своих родителей существует, а сам для себя, то интереснее понять, а для чего это ему самому.
Тут тоже есть кое-что очевидное, но есть и менее очевидное. Само собой разумеется, что не получится так сделать, чтобы он всегда был при маме, - значит лучше для него, если он сможет в таких случаях сам себя развлечь. Скучно, по крайней мере, не будет, время скоротает.
На самом деле всё гораздо серьёзней. Как это ни покажется странным, некоторые психологи считают, что чрезмерная агрессивность, воинственность – особенно у мальчиков – это следствие, в том числе, неумения оставаться наедине с собой.
Агрессивность эта связана отчасти с тем, что почти все игры детей со сверстниками носят, так сказать, конкурентный - или спортивный – характер. То есть цель – победить. Такова же и цель войны. Раз выработалась такая мотивация, то она может сохраниться навсегда.
Самостоятельная же игра вырабатывает другой уровень мотивации. Вот я вчера делал (собирал что-то из конструктора, или стрелял из арбалета в мишень, или бросал мячик в игрушечную баскетбольную корзину, или что-то ещё), получилось вот так, - а сегодня как получится? Лучше?
То есть – малыш приучается сравнивать себя с самим собой. Стремится чего-то достичь. В играх же со сверстниками тоже вырабатываются многие важные качества (например, умение подчиняться правилам), однако мотивация там, как я уже сказал, иная.
Как ни странно, то, что люди до сих пор не научились жить без войн, отчасти объясняется недостаточным умением детей – будущих взрослых: в том числе, политиков, генералов – играть в одиночестве.
Оставаясь один, занимаясь определённым делом, ребёнок учится сосредотачиваться на чём-то.
Такое времяпровождение часто способствует развитию воображения.
Как видим, это действительно важно и полезно!
Что это за ребёнок?
Чтобы ребёнок научился играть сам, нужно его понять. Игра – не оторванная от его жизни часть её, но вполне органическая, связанная с его человеческой сутью. Разные дети играют совершенно по-разному, хотя внешне их игра может быть похожа.
Скажем, застенчивый, робкий, неуверенный в себе ребёнок может совершенно не уметь играть со сверстниками (что тоже очень плохо для его развития, так как нормальный ребёнок одинаково хорошо умеет играть и с другими, и с собой), зато проводить многие часы в тихих одиноких играх. Однако, понаблюдав за ним, мы легко заметим, что особой радости ему это не доставляет.
Может быть, развитие какое-то и происходит (смотря во что он играет, конечно). Но вот счастья и радости нет. Он вынужденно проводит время именно так.
Другой малыш: физически крепкий, активный, неугомонный – может охотно оставаться один, но только потому, что он немножко хулиган. Он прыгает на диване, бегает по квартире. Игрой это назвать можно с большой натяжкой. Пользы от такого времяпровождения – ноль.
Поэтому, прежде всего, важно понять, что за человек ваш малыш.
Что такое «игра»?
Игра – это определённый тип человеческой деятельности. Впрочем, и многие животные играют. Собаки, например. И даже вороны!
Суть игры – в том, что здесь неважен результат, продукт. Важен – сам процесс. Он сам по себе интересен и приятен. Игра – гедонистическая деятельность. Она должна приносить удовольствие.
Поэтому важно найти, что именно вашему малышу может быть интересно и приятно.
Я сам в детстве жил в доме, где было полным-полно мышей. И самой моей любимой игрой было – ловить мышей. Поймав мышонка, я сажал его в большую банку, несколько дней кормил хлебом, а потом отпускал. Никаких других своих игр я не помню, а эту помню хорошо.
Когда я вырос и стал взрослым, выяснилось, что я прирождённый педагог, то есть моё призвание – заботиться о других живых существах, более маленьких и слабых. Отсюда – страсть к ловле мышей в раннем детстве.
Чтобы найти именно те игры, которые интересны вашему чаду, надо искать, пробовать. То есть – нужно предлагать ему самые разнообразные игры. А он сам выберет то, что ему по душе.
В какие игры любят играть дети?
Тот, кто думает, что игра – это только то, что покупают в магазине, очень ошибается.
Некоторые малыши обожают играть природными предметами (жёлудями, сушёными грибами, веточками и т.п.). Многие любят лепить. Иным нравится рисовать. Кто-то предпочитает проводить время в обществе любимой мягкой игрушки. Другому ближе кошка или собака, с которой он готов оставаться хоть на целый день. Кто-то часами может наблюдать за рыбками в аквариуме.
Девочки, как известно, обожают наряжать кукол и обустраивать игрушечные комнаты.
Почти всем детям нравится «строить домик» внутри своей квартиры. Например, из коробки из-под телевизора. Они могут там сидеть часами.
Мальчикам часто нравится возиться с кубиками, конструктором, им нравятся всякие механизмы. Часто они с удовольствием что-то бросают в цель.
Большинство детей любит лазать, качаться, вообще «заниматься физкультурой». Почти все не прочь повозиться с глиной или влажным песком. Привлекает их вода, особенно, если она течёт.
В целом, предпочтение лучше отдавать таким занятиям, которые способствуют активности малыша, а не приучают его быть потребителем. Лучше, чтобы перед ним стояли какие-то более-менее сложные задачи, а ему нужно было их решать.
А если не получается?
Почему бывает так, что ребёнок всё никак не привыкнет оставаться один и не умеет в подобных случаях находить себе занятие?
Первая причина – не нашёл пока дела по душе.
Вторая – это от одиночества. Если у малыша нет эмоционального контакта с мамой, а так часто бывает, когда мама не очень-то счастлива в личной жизни, если при этом нет других близких людей, то такой ребёнок очень страдает от одиночества. Когда он остаётся один, его страдания усугубляются. И он этого не любит, старается избегать.
Такого малыша тоже можно приучить играть без взрослых, но лучше сначала заняться решением его личностной проблемы.
Третья причина – гиперактивность (СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Таких детей невозможно научить играть самостоятельно по объективным причинам: они не способны сосредоточиться на чём-то сколько-нибудь длительное время. Тут нужна помощь специалиста.
Четвёртая – неразвитость воображения. Причина этой проблемы часто в том, что малыш с раннего возраста привык только потреблять зрительные впечатления: смотреть мультики, например, - а книг ему не читают. Он редко где бывает, у него почти нет никаких впечатлений, а ведь впечатления – строительный материал нашего воображения.
Пятая – с ним никогда не играют взрослые. Малышу важно почувствовать прелесть той или иной игровой деятельности. Сам он это не всегда может сделать. Близкий же взрослый, если он уделяет ребёнку достаточно внимания и способен сам увлекаться тем, что делает вместе с ним, как бы заражает своей увлечённостью малыша. Если этого в его жизни не было, могут возникнуть дополнительные сложности.
Шестая – есть какая-то скрытая проблема, которая беспокоит ребёнка. Он всё время сосредоточен на ней, не может отвлечься от неё. Например, ему кажется, что мама его не любит и может бросить. Тут уж не до игр.
Седьмая – ребёнок избалован, привык всё получать в готовом виде. А самостоятельное времяпровождение требует усилий – он их не желает делать.
В общем, причину нужно найти и, по возможности, устранить.
Если ребёнок вполне счастлив, его любят, он здоров духовно и физически. Если в его распоряжении разнообразные возможности для игр. Если близкие взрослые время от времени охотно играют с ним, заражая его своей увлечённостью. Если ребёнка не слишком балуют. То тогда ему нравится жить по-разному. Когда и с другими людьми провести время. А когда и одному. Это естественно. И особых усилий не требует.