Нет, и на это есть как минимум две причины.
1. Вражеский пилот очень ценен, как пленник
Так как пилоты не оснащены тяжелым оружием, максимум пистолетом, то в случае сбития над вражеской территорией, его боевая эффективность будет около нулевой, поэтому вероятнее всего, по приземлении он станет пленником.
Но в чём ценность пилота? Во время Второй мировой войны, например, в сражении за Мидуэй, опытный пилот мог потопить авианосец с одного удачного захода! Такой масштаб военных свершений не мог быть достигнут ни одним другим видом войск того времени. А пилоты-ветераны в любой стране ценятся ещё больше. И если их захватят в плен, их страна так или иначе попытается вернуть ценные кадры обратно.
Да и стоимость обучения квалифицированных пилотов довольно высока и занимает немало времени. Поэтому иногда выжившего пилота не пленяют сразу, а выжидают начала спасательной операции и устраивают засаду на группу эвакуации.
А ещё большинство пилотов являются офицерами. Из-за специфики поставленных перед ними задач, они часто обладают чрезвычайно важной и ценной военной информацией. Ещё один повод взять его живым. Ведь пилот, потерявший свой самолет, уже не несёт серьёзной угрозы.
Кстати, официальные высказывания различных государств о гуманном обращении с пленными на самом деле имеет мало общего с духом гуманизма. Фактически, это пропаганда, чтобы враг в безвыходном положении был психологически более склонен к пленению. Ведь если уничтожать окружённого противника, то и в будущем все враги будут оказывать отчаянное сопротивление, а не сдаваться, что сильно усложнит ведение боевых действий.
Кроме того, захваченного пилота также можно использовать для обмена на своих ценных военнопленных. Например, Китай в своё обменял всего лишь 11 американских пилотов на Цянь Сюэсэня. А Цянь Сюэсэнь, на минуточку, долгое время вёл для США засекреченные разработки реактивных двигателей. А после обмена буквально стал отцом китайской современной науки и техники, а также основоположником китайской космонавтики. Человек уровня наших Королёва и Циолковского. И США великолепно знали, кого отдают. Так что можно хорошо представить, насколько ценны военные пилоты.
2. Рыцарский дух
В этом случае, большую роль сыграла преемственность поколений. Из-за дороговизны увлечения авиацией на этапе её зарождения, большинство пилотов того времени происходили из высшего света, многие из них были аристократами.
В начале Первой мировой войны, самолеты использовались только для разведки, пилоты противоборствующих сторон часто приветствовали друг друга жестами или покачиванием крыльев. Постепенно сформировался некоторый этикет воздушного общения с пилотами противника. Позже, в связи с ухудшением военной обстановки и модернизацией военной техники, летчики начали вступать в схватки между собой, но своеобразный рыцарский дух остался.
Истребитель – оружие пилота. После сбития и парашютирования он теряет своё оружие. А рыцарская мораль не позволяет убивать безоружного человека. «Сегодня вам не повезло, и я проявлю милосердие, а в следующий раз, если не повезёт мне, то вы тоже должны будете свою милость!»
Конечно, подстрелить болтающегося на парашюте пилота технически совсем не сложно. Но зачем? Ведь сохраняя человечность, ты как бы защищаешь себя от подобной судьбы.
В отличие от сухопутных боевых действий, воздушные бои долгое время представляли собой стычки нескольких пилотов, что очень похоже на средневековые рыцарские поединки, поэтому неудивительно, что в пилотах жил «рыцарский дух».